Печатный станок, легкость передвижения, развитие торговли и машинное производство делали новую продукцию схожей по всей Европе. Начали говорить о «международном стиле». Однако национальные особенности позволили отличать изделия одной страны от другой.
Если рассуждать более обширно, свой дизайн был и в первобытной культуре. Понятия красоты и удобства, как речь и абстрактное мышление, заложены в человеке. Вот недалекая предыстория Веркбунда в трех событиях. Выпуск в 1849 г. в Лондоне первого специального журнала по эстетическим проблемам предметов Journal of Design. В то же время сложилось понятие industrial art (промышленное искусство), а несколько раньше – applied art (прикладное искусство). Через два года на 1 Всемирной промышленной выставке в столице Англии Джозеф Пакстон спроектировал «Хрустальный дворец», здание из металла и стекла. С него обычно и начинают историю новой архитектуры, которая сохраняет свои традиции и в конце нашего столетия. А немецкий архитектор Готфрид Земпер во второй половине XIX века искал теорию художественной формы, технической эстетики. Это он придумал слово das Kunstgewerbe – «художественное ремесло». Его взгляды строились на мысли о том, что «живопись, скульптура и архитектура ведут свое происхождение от художественных ремесел древности; степень совершенства монументального творчества той или иной исторической эпохи обусловлена состоянием ее материальной культуры».
Поиски фантазеров в первые десятилетия XX века не избежали того, что символом и истиной последующих десятилетий стали изделия массового производства. С Веркбунда художников ждали принципиально новые задачи: их усилия были направлены на разрушение обычности. Как особый вид профессиональной деятельности дизайнерское проектирование сложилось в 40–60-е годы XX века. Изобретения промышленного дизайна сто лет борются с представлениями о непроходимой пропасти между высоким искусством и повседневной материальной культурой. Кажется, люди в своей массе этого не поняли до сих пор. Это своеобразное искусство как одно из изобретений XX века должно было сделать мир умнее и добрее.
Другие статьи:
Осмысление культурологических проблем в неокантианстве
Неокантианство - философское движение второй половины 19 в., возникшее под лозунгом «назад к Канту». Объединяет в себе целый ряд разнородных направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта, которые рассматривались во многом в кач ...
Портреты
Модели портретов Петрова-Водкина предстают перед нами живыми вехами времени, героическими воплощениями человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» (1918), портреты А.А. Ахматовой (1922), А. Белого (1932, Картинн ...
Важное упущение науки о становлении личности
Следует отметить, что вопрос об опосредовании, говоря стилем Гегеля, в себе и для себя, организмом человека внешних воздействий, в частности явлений культуры и антикультуры, воздействий, формирующих человека как личность, на наш взгляд, н ...
