На протяжении всего своего существования Филармония стала предметом интереса многих журналистов, критиков, музыковедов, деятелей культуры и искусства.
Духовно-культурное служение - так можно определить миссию московской государственной академической Филармонии. Задача данной концертной организации - представить наиболее полную и сбалансированную жанровую и репертуарную политику.
Филармония это Федеральное государственное (бюджетное) учреждение (некоммерческая организация) культуры, которое осуществляет свою основную деятельность в области музыкального искусства. Учредителем Московской филармонии является Правительство Российской Федерации. Полномочия Учредителя исполняет - Министерство культуры РФ. Основная деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета.
Планирование творческо-организационной деятельности предусматривает мероприятия, связанные с формированием и обновлением репертуара художественных коллективов и исполнителей, мероприятия по концертному обслуживанию населения соответствующего региона, а также включает в себя работу по музыкально – эстетическому воспитанию детей и подростков и музыкально – просветительную деятельность. Успех музыкально – просветительской деятельности в значительной степени зависит от репертуара концерта и способов его подачи, что определяется основами репертуарной политики: ее целями, задачами, критериями ее построения. Для обеспечения содержательного и качественного уровня исполнения произведений составляется репертуар с обязательным учетом следующих факторов:
- исторических дат, связанных с юбилеями известных композиторов, исполнителей и иных артистов;
- возможностей конкретного исполнителя или художественного коллектива (народный фольклор или классическая музыка);
- помещения проведения концерта;
- публики, на которую он рассчитан.
В начале 1990-х годов специфика уникального, в своем роде, учреждения – «Филармония», заключалась в соединении «под одной крышей» как минимум трех функциональных структур:
- творческого объединения музыкантов (исполнительские коллективы, солисты);
- концертного зала им. П.И. Чайковского;
- и концертного объединения.
К 1993 году Концертное объединение составляло 165 штатных единиц.
В него входили: Музыкально - лекторийный отдел (10 чел.), отдел по работе с детьми (4 чел.), отдел по проведению гастролей (4 чел) и литературно-чтецкий (3 чел).
Творческий состав из 136 артистов составлял: Концертных исполнителей (пианисты, скрипачи, виолончелисты, гитаристы, певцы, органисты) и несколько коллективов.
1. Квартет им. Бородина,
2. Ансамбль «Мадригал»,
3. Ансамбль «Академия старинной музыки»,
4. Ансамбль солистов «Концертино»,
5. Камерный оркестр «Московия»,
6. Ансамбль «Московское трио»,
7. Классик-ансамбль,
8. Ансамбль «Рославец-трио»,
9. Ансамбль «Фортепианный дуэт»
10. Дуэт «Консонанс».
Кроме того в штате Филармонии состояли 3 оркестра:
Академический симфонический оркестр,
Государственный симфонический оркестр,
Государственный камерный оркестр под управлением К. Орбеляна.
Докризисный период деятельности Филармонии охарактеризован как: программно-целевое планирование в разработке творческого процесса. Такому планированию соответствует нормативный метод, включающий в себя обоснование планов заданий с помощью норм и нормативов. Под нормой понимается научно – обоснованная величина, регламентирующая затраты ресурсов на единицу произведённой продукции; под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу произведенной продукции.
Подтверждением тому, что нормативный метод применялся в концертных организациях являлся документ, которым руководствовались организации.
В нем по вопросам художественно-творческой и финансовой деятельности отмечено: « Министерство культуры СССР направляет для руководства Нормы выступлений артистов и дирижеров музыкальных коллективов и Нормы постановок художественного персонала концертных организаций».
На основе данного документа приводим пример месячных норм выступлений в концертах:
1. Симфонические оркестры – 12.
2. Оркестры народных инструментов – 17.
3. Вокалисты – 14.
4. Хоровая капелла – 14.
«Учет норм выступлений всех артистов, концертных исполнителей устанавливается квартальный».
1990-е годы были кризисными как в экономике страны, так и в филармонической деятельности. Не было стабильности в организаторской работе. Концерты посещались зрителями очень редко, особенно это касается ведущих площадок Москвы: БЗК, КЗЧ.
В эти годы в концертах принимали участие не только штатные артисты Филармонии. Несмотря на нестабильную экономическую обстановку в стране, в столицу приглашали гастролеров из регионов России.
Другие статьи:
Методологические основы исследования
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ зрелища как особой формы деятельности в культуре. Концепция деятельности означает, что зрелище понимается не созерцательно, а активно как действие, творчество. Вместе ...
Схема организации производственного участка
Я предлагаю ввести новую номенклатуру изделий на металлургическом заводе, оснащенном оборудованием для плазменной резки металла, процесс изготовления изделия не занимает много времени, следовательно, не требуется создание отдельного произ ...
Математика
Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. - и особенно в IX-Х вв. - арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, т ...
