В Петербурге — около 200 музеев, 40 из которых являются крупными музейными собраниями. Еще в начале XVIII века Петр I начал собирать разные диковины и редкости, купленные им в Европе и Российской империи. Свою коллекцию русский государь, на западноевропейский манер назвал Кунсткамерой, от немецкого слова «Kunstkammer» — кабинет редкостей, музей. Тогда в Европе кунсткамерами назывались исторические, естественнонаучные или художественные коллекции, которые в XVI–XVII вв. существовали при многих европейских дворах. Подробная информация естественные ссылки купить на сайте.
В 1714 г. Петр I перевез свою коллекцию из Москвы в новую столицу Санкт-Петербург, и разместил ее, поначалу, в Летнем дворце, а затем перевел в Кикины палаты. Здесь с 1719 г. Кунсткамера была открыта для всеобщего обозрения как первый в России естественнонаучный и исторический музей. Вход был бесплатным.
В 1718 г. по проекту архитектора Г. Маттарнови началось возведение отдельного здания для Кунсткамеры на Васильевском острове. Строительство продолжалось почти шестнадцать лет, в нем приняли участие и другие архитекторы — Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Петровская коллекция редкостей впервые разместилась в этом здании в 1728 г.
После смерти Петра I в 1725 г. в Кунсткамеру поместили собрание его вещей. Коллекции музея также пополнялись материалами различных экспедиций: Сибирской экспедиции, первой и второй Камчатских экспедиций и др. Собрание Кунсткамеры было включено в состав Академии наук, после чего начались научные описания и исследования материалов. В них принимали участие М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. К 1740-м гг. в музее были собраны материалы по флоре, фауне и этнографии всех частей света, кроме Австралии. В результате Кунсткамера превратилась в комплексный музей, в который входил физический кабинет, анатомический театр, обсерватория. В многоярусной башне помещался громадный Готторпский глобус.
В 1747 г. в Кунсткамере случился пожар, в котором была утрачена и пострадала большая часть собрания. Для восстановления коллекций начали заново собирать материалы со всей России. В начале XIX в. в Кунсткамере разместили материалы кругосветных путешествий И.Ф. Крузенштерна, Ф.П. Литке, Ю.Ф. Лисянского, побывавших в южном полушарии.
В 1836 г. материалы Кунсткамеры были систематизированы и размещены по тематическим залам. Коллекций было так много, что пришлось создать несколько отдельных музеев: анатомический, ботанический, этнографический, зоологический, минералогический, египетский. Постепенно эти музеи переехали в отдельные здания, а в помещении Кунсткамеры остались анатомический и этнографический музеи, а также Кабинет Петра I.
Петербургский Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира. Императрице Екатерине II необходимо было показать, что Россия заслуживает того, чтобы называться европейской державой. Еще в первые годы своего правления она начала собирать произведения искусства. Императрица имела возможность общаться с людьми, горячо любившими искусство, страстными коллекционерами А.С. Строгановым, И.И. Шуваловым.
Для размещения художественного собрания в 1760-е гг. по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом возвели специальное здание — Малый Эрмитаж. Но коллекция собиралась столь быстро, что уже вскоре потребовались новые помещения. Поэтому в 1770–1780-е гг. строятся здания Старого Эрмитажа по проекту Ю.М. Фельтена и Эрмитажного театра по проекту Д. Кваренги. Оба здания объединили Аркой над Зимней канавкой.
Другие статьи:
Историческая мысль
Патриотические настроения, характерные для немецких гуманистов, проявились и в их отношении к прошлому. Увлекаясь античностью, они в большей мере, чем в Италии, обращались к средневековой истории родины. Сходными были интерес главным обра ...
Краткая история античного костюма
Одежда всегда играла в жизни человека огромную роль, ведь она выполняла в обществе особые функции – выражая климатические, национальные и эстетические особенности местности. Если для первобытного человека главным было сохранение тепла сво ...
Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX ...