Статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и другие. В конце XVI – середине XVIII вв. политическая и духовная жизнь ряда стран Европы и Южной Америки ярко отразилась в монументальном искусстве барокко. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства, оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматической неустойчивости мира и его непрерывном развитии. Скульптурное и живописное убранство дворцов и церквей середины XVIII века в Италии, монументальная скульптура Бернини и другие.
Подъём национального самосознания, воздействие идей французских и русских просветителей, отразились в проникнутых патриотическим пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм, памятниках монументального искусства русского классицизма 2-й половины XVIII века – 1-й трети XIX века. Работы скульпторов Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, В.И. Демута-Малиновского и др. К середине XIX века, с развитием буржуазного общества, усиливается разрыв между общезначимыми идеями и представлениями и реальной капиталистической действительностью, что ведёт к упадку монументального искусства, разрушению синтеза архитектуры и монументального искусства, их идейно-художественной цельности. Стилистический эклектизм – воспроизведение прошлых стилевых форм; типичные для архитектуры этого периода, проявились и в монументальном искусстве.
Сложными, противоречивыми путями развивается Монументальное искусство конца XIX – начала XX вв. С постройками стиля «Модерн» органически связаны произведения монументальной живописи (М.А. Врубель, Ф. Хедлер, М. Дени и др.). В начале XX в. вновь появляется архитектонически-продуманная монументальная скульптура (А. Майоль, Э.А. Бурдель). В целом М. и. в XX в. претерпевает глубокие изменения. В его произведениях отразились противоречия эпохи упадка буржуазной цивилизации, мощных революционных потрясений, утверждения нового, социалистического общественного порядка.
Пути чисто формального экспериментирования и усиления эстетического субъективизма, ведущие к отрыву искусства от действительности, оказались малопригодными для развития монументального искусства, а бурный прогресс техники и процесс дегуманизации искусства в капиталистических странах породили тенденцию его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении (вплоть до вытеснения искусства из сферы общественного бытия).
В то же время борьба с фашизмом, империализмом, колониальным гнётом, социальные и национально-освободительные движения способствовали возрождению М. и., придали ему страстность и убедительность. Для произведений художников-монументалистов XX в. характерны острая публицистическая направленность, личностно-эмоциональный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в классовую оценку изображаемого события (произведения мексиканских монументалистов, росписи зданий коммунистических муниципалитетов в городах Италии и Франции).
Другие статьи:
Основные черты образования в эпоху Екатерины II
В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французск ...
Характеристики молодежных субкультур
Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы, от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Большинство современных, особенно молодёжных субкультур произошли от различ ...
Организация и задачи и условия приобщения членов производственного
коллектива к художественно-эстетическим ценностям
Современная практика показала, что нужно искать нетрадиционные, отличные от клубного коллектива формы и средства, позволяющие наиболее оптимально решить проблему включения членов производственного коллектива в художественно-творческую дея ...
