Особенно знаменательна в спортивной биографии Кажымукана его встреча с чемпионом Японии по борьбе джиу-джитсу Саракики Джиндофу. Это было в Токио. После официального закрытия чемпионата мира по французской борьбе на ковёр вышел японский силач и заявил, что он, применяя приёмы борьбы джиу-джитсу, заставит лечь на лопатки любого борца из любой страны мира. Ни один из борцов не отозвался на призыв. Всем борцам было известно, что в этом виде борьбы не существует запрещённых приёмов. Разрешается ломать и выкручивать руки и ноги, кусаться, душить, применять самые дикие силовые и болевые приёмы рукопашного боя. До этого было несколько случаев, когда некоторые европейские борцы пытались проучить самоуверенных японцев, но возвращались домой инвалидами. Сначала Кажымукан не понимал, почему в зале все притихли. Когда ему перевели слова японского чемпиона, он сбросил свой чапан и, не задумываясь, выбежал на арену.
Японец прыжком оказывается рядом с Кажымуканом и разрывает ему ухо, затем резко отходит от него. Затем вновь, приближаясь в прыжке, разрывает Кажымукану нижнюю губу. Истекая кровью, Кажымукан, изловчившись, берёт японца в свой мощный захват и с огромной силой и резкостью швыряет его на ковёр и тем самым кладёт конец мифу о непобедимости японцев в борьбе джиу-джитсу. Схватка японского борца с Кажымуканом закончилась для японца трагически. Он через некоторое время скончался. О смерти Саракики имеется несколько сообщений. В одном из них говорится, что он скончался от разрыва сердца, в других что сошел с ума.
Таким образом, можно сказать, что Кажымукан был одним из самых выдающихся борцов мира и стоял в одном ряду с самыми прославленными из них. "По всему миру гремела тогда слава русского богатыря Ивана Поддубного и казахского батыра Кажымукана", писал впоследствии один из русских борцов, выступавший на арене профессиональной борьбы более 20 лет.
Земляки Кажымукана гордились успехами своего соотечественника, считали его национальным героем. В 1913 году, когда Кажымукан был ещё сравнительно молодым борцом, газета "Казах" опубликовала заметку под названием "Казахогатырь". В ней говорилось: "В данный момент в Петербурге, Москве, а также и иностранных государствах выступает казахогатырь. Зовут его Мукан Мунайтпасов. Сейчас ему перевалило только за 30 лет. Его грудь украшает множество медалей. Когда он выходит на арену, его представляют публике: "Любимый борец Петербурга". Его псевдоним Муханура. Прошлой зимой он выступал в цирке Чинизелли. Среди казахов до сего времени были борцы, известные только местному населению, но не было борца, который был бы известен всем и высоко поднимал авторитет казахского народа. Богатырь Мукан занимает первенство в этом отношении.
Кажымукан успешно боролся в Харбине, Токио, Стамбуле, Константинополе, Варшаве, Лондоне, Париже, Берлине, Буэнос-айресе, других столицах мира. Выступление казахского 53 атлета видели жители 24 стран мира, что говорит о высоком авторитете Кажымукана на международной арене.
За свои спортивные успехи Кажымукан был награждён множеством ценных призов и медалей. К концу жизни он сохранил 48 золотых и серебряных медалей. Но в это число не входят медали, завоёванные до 1910 года, которые сгорели при пожарах цирка в Турции, а также в городе Челябинске. После революции, уже в СССР, он приступает к организации состязаний по борьбе в Казахстане. По его инициативе такие чемпионаты стали проводиться во всем регионе Средней Азии и Казахстана.
Другие статьи:
Характеристика системы нса
Научно-справочный аппарат архива сложился на базе описей с указателями (алфавитами) и картотек, созданных в процессе делопроизводства и в архивах дореволюционных министерств и ведомств, высших органов государственной власти, а также общес ...
Происхождение слова
"культура" в России
Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 г ...
История формирования понятия "культура"
Первоначально для выражения понятия "культура" применялись разные слова и словосочетания, вызывающие богатые образные ассоциации.
Древнегреческая пайдейя, например, обозначала единство воспитания, обучения, мастерства, рационал ...