В русском стиле, из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, по проекту А. Щербачёва в 1890 году в Самаре была также построена часовня во имя небесного покровителя Самары Святителя Алексия. Она являлась украшением набережной города, на которой размещались торговые ряды и причалы.
Часовня имела одну главу, стены её снаружи украшали майоликовые цветные изразцы различных величин и форм, изготовленные товариществом “М.С.Кузнецов и К”. Купол венчал бронзовый, “вызолоченный через огонь” крест изящной работы. Сделали его умельцы литейной мастерской товарищества “А.М.Постников и К” в Москве. А заплатил за изготовление креста 700 рублей и пожертвовал его для часовни гласный Самарской городской думы купец Георгий Иванович Курлин.
Кроме приходских храмов в период 1850-1917 годов строятся огромное количество домовых церквей. Одной из сохранившихся построек является церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, что была построена при Мариининском сиротском приюте для девочек. Архитектор храма - А.А. Щербачев. Он построен был в традициях русского московского архитектурного стиля.
Середина XIX в. - это время возрождения монастырей на Волге. 12 октября 1850 года в Самаре была основана община сестёр милосердия Первоначально община располагалась на улице Мечетной – ныне Самарской. Но там не было воды, а до реки далеко. И тогда самарские купцы И.Н. Синягин и М.Н. Назаров пожертвовали общине свои загородные земли на берегу Волги. Через десять лет, 21 августа 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. Он получил название Иверский по имени иконы Иверской Божией Матери, подаренной самарской благотворительницей Е.С. Марихиной Со временем обитель была обнесена каменной оградой. Здесь было построено несколько храмов и 17 корпусов, в которых находились покои игуменьи и послушниц, а также хозяйственные службы. Монастырь имел прекрасные мастерские: золотошвейную, белошвейную, ткацкую, ковровую, переплетную, иконописную. Именно здесь в 1876 году было вышито знаменитое Самарское знамя. В 1889 году при Иверском монастыре было открыто училище для девочек, в котором обучалось около 100 юных жительниц Самары. А годы Первой мировой войны в монастыре была устроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницы бесплатно шили белье и одежду для воинов. [14]
Таким образом, период Самары – губернской столицы, можно считать временем расцвета культового зодчества.
Бурный рост экономики способствовал строительству в городе замечательных архитектурных памятников.
Отличительной особенностью православного строительства этого периода является возведение храмов на добровольные пожертвования известных купцов нашего города.
Они строятся в основном из кирпича и камня по проектам известных в стране архитекторов. Предметы культа и утварь заказываются у лучших мастеров Санкт-Петербурга и Москвы.
В архитектуре активно используются элементы русского московского стиля. Возможно, это было результатом возросшего самосознания наших предков.
Другие статьи:
«Меншиков в Березове»
О первой идее этого замысла "Меншиков" Суриков рассказывал так: "В восемьдесят первом году, летом, поехал я жить в деревню под Москвой – в Перерву. Жили в избушке нищенской. Жена с детьми. В избушке темно и тесно. И выйти н ...
Типология знаковых систем культуры
Можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:
- естественные;
- функциональные;
- иконические;
- конвенциональные;
- вербальные (естественные языки);
- знаковые системы записи. ...
Портреты
Модели портретов Петрова-Водкина предстают перед нами живыми вехами времени, героическими воплощениями человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» (1918), портреты А.А. Ахматовой (1922), А. Белого (1932, Картинн ...
