С 1930 г. начался процесс повсеместного закрытия церквей, гонений на церковнослужителей. Как правило, закрытию церкви предшествовали «просьбы трудящихся». Большую роль в истории государственно-церковных отношениях играло постановление 1929 года о религиозных объединениях. Начался новый переучет самарских церквей. Все православные монастыри и монастырские общины были ликвидированы Все жилые дома, которые были при церквях, были национализированы. А сами храмы переоборудованы для нужд советского режима. Так, В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г., а его здание использовали под военный склад, позднее под конюшни.
В 1930 г. закрыли Спасо_Вознесенский собор и в нем разместился клуб кустарей. Колокольня и купол были сломаны. С 1941 г. здание храма использовалось под склад хозяйственной части Приволжского военного округа.
Храмы и монастырское имущество были переданы в распоряжение местных органов Советской власти, что поставило на грань гибели и разорения множество памятников культового зодчества в крае. В 1933 г. на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, по мнению большевиков, "не имеющие ценности как материальной, так и культурной", иконы и ризы из Вознесенского собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей Самары. См. таблицу. В начале 1937 года во дворе музея истории религии и атеизма (ныне католический костел на ул. Фрунзе) последовало массовое сожжение икон, среди которых были замечательные памятники XIV-XVII веков.
Служители монастырей также подверглись репрессиям. По опубликованным данным архивов ФСБ по Самарской области только в первой половине 30-х годов было арестовано 149 монашествующих, из них 59 расстреляно. Члены монастырских общин были изгнаны из келий, построенных собственными руками, и зверски замучены или провели остаток дней в тюрьмах и лагерях.
Прискорбно, что в эти годы были уничтожены предметы искусства и старины, так как изымаемое золото и серебро переплавлялось без оценки художественной ценности, достоинств. В период с 1920-1941 год были закрыты все храмы кроме Покровской церкви. (См. таблицу.)
Другие статьи:
Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и
роль в обществе
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенно ...
Особенности личных и рабочих отношений в русской и
немецкой культурах
Нет никаких сомнений в том, что немцы и русские по-разному строят свои отношения в личной и рабочей сферах. В отличие от немцев русские более склонны соединять вместе личные и рабочие интересы. Личные связи могут играть едва ли не решающу ...
Царь цвет - папоротник
Есть и особая распространённая, таинственная и устойчивая легенда о цветке папоротника. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок, указывавший на места закопаны клады. Колдовские чары окружали ...