Новая система образования, значительно отличавшаяся от средневековой традиции школьного и университетского преподавания, сделала первые и весьма успешные шаги уже в конце XIV—начале XV в. Теоретическое обоснование гуманистической педагогики шло рука об руку с ее практическим претворением. Одним из первых обстоятельных трудов по вопросам воспитания и образования был трактат "О благородных нравах и свободных науках" (1402) гуманиста Пьетро Паоло Верджерио, ученика Салютати. Трактат неоднократно переиздавался и приобрел известность в городской среде, в частности во Флоренции, где немалое распространение в начале века получил и другой трактат — "Наставление в семейных делах" Джованни Доминичи, доминиканского монаха, а позже епископа и кардинала. Выдвинутые в обоих сочинениях программы обучения и принципы воспитания имели точки соприкосновения, утверждали как конечную цель образования нравственное совершенство человека, но различались столь существенно, что стали своеобразными символами двух подходов к культуре — гуманистического и церковного. Верджерио отстаивал его нравственно-социальные задачи: "Никаких более обеспеченных богатств или более надежной защиты в жизни не смогут родители уготовить детям, чем обучить их благородным искусствам и свободным наукам". К последним он относил не только традиционные artes liberales, семь свободных искусств, особенно выделяя значение риторики, но и "гражданские науки" — историю и моральную философию. Цель образования гуманист видел в приобретении разносторонних знаний, формирующих свободный ум и высокую нравственность, помогающих в жизненных делах. Его идеал — гармонически развитой человек, сочетающий богатство знаний, добродетели и физическую крепость. В методах воспитания, по Верджерио, важны авторитет родителей и учителя, интерес самого ученика к занятиям, а не принуждение и наказание.
Иную педагогическую задачу ставил в своем трактате Доминичи. Обеспокоенный слишком светской и "безнравственной", на его взгляд, обстановкой в городских школах Флоренции (мнение, отражавшее также и позицию церковных властей), Доминичи призывал сделать упор на домашнее воспитание и образование, целенаправленно придавая им религиозный характер. Он считал, что не интересом к земным благам и наслаждениям надо "вооружать детей", а учить их становиться "жителями вечного царства", ибо за следование соблазнам земного мира их приговорят к "вечному огню". Важно взращивать терпение и покорность, отвращать от всякого рода удовольствий, не гнушаясь при этом самыми суровыми методами воспитания. Если в семьях кое-где и следовали наставлениям Доминичи, то в городских и частных школах со временем становилось заметным влияние гуманистических программ образования: в преподавание вводились история, поэзия, мифология, наряду с латинским начали изучать и греческий язык, а круг чтения из античных авторов значительно расширился.
Педагогическая тема стала одной из важнейших в гуманистической литературе первой половины XV в., ей посвящены трактаты Леонардо Бруни "О научных и литературных занятиях" и Маффео Веджо "О воспитании юношей", обширное письмо к Владиславу Ягеллону, королю Чешскому и Венгерскому, Энея Сильвия Пикколомини, специальные разделы о воспитании и образовании в написанных на вольгаре и имевших большой общественный резонанс сочинениях Леона Баттиста Альберти "О семье" и Маттео Палъмиери "Гражданская жизнь". При разнообразии оттенков в рекомендациях все эти авторы были единодушны в главном — светской ориентации всей системы образования и воспитания, нацеленной на формирование свободного и всесторонне развитого человека, широко эрудированного, высоко нравственного и граждански активного. Гуманисты подчеркивали роль примера — прежде всего учителя, отстаивали добровольность и сознательный выбор в овладении знаниями, похвалу, а не наказание как средство воспитания. Все они говорили об уважении к религии, но не призывали к отказу от земных радостей и отречению от мира. Это касалось и женского образования. Бруни, обращая свое сочинение к Баттисте Малатеста, жене правителя Римини, откровенно заявлял: "Я не считаю, что женщина должна довольствоваться священными книгами, и поведу ее к светским знаниям".
Другие статьи:
Настоящий мастер
Ты - художник. В руках твоих - краски.
Мир мой - холст, нем под кистью твоей .
Ты на нём написать волен сказку,
Добрых гномов и ласковых фей…
В настоящее время Андрей полон мыслей и идей. Он не является заложником одного стиля. Разные ...
Описание изделия
Мое изделие представляет собой панно с подсветкой, которое называется «Сакура». Оно состоит из: литых накладок в виде барельефа дерева и иероглифа, изготовленных из литейной латуни ЛЦ30А3, легированной алюминием, который обеспечивает хоро ...
Основные этапы развития культуры Древней Греции
В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды):
1) крито-микенский (III –II тыс. до н.э.)
2) гомеровский (XI – IX вв. до н.э.)
3) архаический (VIII – VI вв. до н.э.)
4) классический (V – IV вв. до н.э.)
...