Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.
Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади – агоры.
Древняя Греция знала такие формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.
Греки были убеждены, что человек – это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.
Противопоставление чувственности и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и разум находились в гармоническом единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.
Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить мир уживалось стремление выйти за эстетически законченные структуры бытия и добиться необходимой для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.
Другие статьи:
Творчество М. В. Ломоносова
Лингвистические исследования и реформы Ломоносова явились началом становления общенационального русского языка и затронули важнейшие проблемы форм и жанров художественной литературы. Широко популярны были лекции великого ученого в Академи ...
Пейзажи
Советский историк искусства А.А. Федоров-Давыдов отмечал значение пейзажа в уходе от сюжетной насыщенности, а Петров-Водкин, напротив, во взаимодействии предметов большого размера –»пейзажных и городских объемов» – Петров-Водкин видел «ещ ...
Цвет
«Только начав работать с цветом, я понял ностальгию моего учителя П. С. Когана по ч/б пленке – отсутствие цвета само по себе придает картинке на экране внебытовое «звучание», перебрасывает ее в художественную систему».
Действие закона цв ...