Керамика является самым распространенным массовым видом археологических находок. Устойчивость обожженного глиняного теста по отношению к разрушающим силам почвенных вод и ветра обусловила сохранность почти всего керамического материала древности. Повсеместное распространение глин, простота изготовления изделий и затрудненность перевозки примитивных типов глиняной посуды - все это делает древнюю керамику одним из наиболее доброкачественных источников, позволяющих без особых погрешностей сравнивать между собой как различные области, так и различные эпохи.
Разработка глинищ не представляла никакой трудности. Подготовка глины к формовке заключалась в смачивании ее и тщательном промешивании. Тщательно промятая глина в зависимости от степени ее тучности насыщалась примесями, такими как песок, тальк, толченые раковины, дресва, шамот, кострика.
Важнейшими процессами гончарного дела являются формовка сосудов и их обжиг.
Простейшая конструкция гончарного круга такова: основой круга является скамья. В доске скамьи прорезано отверстие для оси. На деревянную ось надет деревянный круг, толщиной 2-3 см и диаметром 15-20 см. Поверх круга прикрепляется тонкий кружок меньшего диаметра, на котором иногда вырезывается вглубь клеймо. Для того, чтобы глина легче отделялась от круга, последний посыпают золой и песком. При работе на таком станке гончар сидит верхом на скамье и вращает круг левой рукой, а правой формует глину.
Наиболее примитивный способ обжига - костровой применялся в догончарную эпоху. При обжиге на костре стенки сосудов прокаливаются очень неравномерно. При печном обжиге обычно прокаливается вся поверхность горшка, но в изломе нередко обнаруживается, что середина черепка сохранила непрокаленный черный или серый цвет. Только обжиг в специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, дает полную прокаленность всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет хорошо прокаленной глины.
Другие статьи:
Вклад учения дзен в искусство Японии
Дзен начал играть особую роль в самурайской Японии с XVII в. Это учение породило целый ряд не существовавших до того и специфических для японской культуры видов искусств, а также придал традиционным занятиям творческую раскрепощенность со ...
Высокое Возрождение
Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI в. ...
Форматы плоской композиции
Огромное значение для плоской композиции имеет “рама”, граница поля изображения. Элементы композиции, расположенные у центра, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровное плоское поле становится пространством. Элементы, располо ...
