Существует евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители: Трубецкой, Алексеев, Корсаев, Савицкий. Евразийцы отстаивают мысль об исключительности рос. цивилизации, обусловленной спецификой ее место положения. Также как славянофилы они отрицательно относились к реформам Петра 1. Но в отличие от славянофилов они делали акцент на восточном элементе в рус. кул-ре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для строительства гос-ва и сохранения устоев православия в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада. Гумилев считал себя последним евразийцем.
Среди духовных факторов, определивших своеобразие рус. кул-ры следует называть прежде всего православие. У древ. славян существовала языческая религия, основанная на вере в множество богов, кот. символизировали различные природные стихии и покровительствовали тем или иным сторонам деятельности чел-ка.
В 988 г. Русь приняла христианство в его византийском православном варианте. Пришедшее из вне христианство существенно изменилось под влиянием местных, языч. верований и культов. Христианские и языческие традиции, наслаиваясь друг на друга, образовали со временем некий синтез, получивший название русское православие.
Принятие христианства приобщила Русь к кул-ре Византии всего христ. мира. В кон.10 в. на Русь из Болгарии приходит письменность, а вместе с ней на Руси появляются рукописные книги. С 11в. начинается летописание. Русью была воспринята Византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. В кон.10-нач.11в.в. на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии приходит крестово-купольный вид храма. В правлении Ярослава Мудрого на Руси появляется монашество и монастыри, кот. становятся своего рода культ. центрами.
В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской кул-ры, сплоченная единством языка, славянской письменности, религиозными воззрениями и христианскими ценностями.
В послемонгольский период правосл. церковь сыграла важную роль централизации и укреплении гос. единства.
В начале 18в. Нестром1 была проведена церковная реформа, кот. имела своей целью стремление лишить церковь самостоятельности.
Другие статьи:
Системное построение культуры
В культорологии выдел 2 осн-х вида К.: 1. Матер.; 2. Дух-я. Главным критерием, разгранич этих культур явл не форма сущ-я, а хар-р потребностей, на удовлет кот направлены культ ценности. Матер культ удовлет матер потребности чел в еде. Дух ...
Принятие христианства в Древней Руси
Как уже говорилось выше, вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную р ...
Кинематограф и радиовещание
Еще задолго до революции В. И. Ленин, большевистская печать, передовые деятели прогрессивной культуры пристально присматриваются к кинематографу и пытаются наметить перспективы его развития. Следует подчеркнуть, что еще в предреволюционно ...