Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.
Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребности людей, а к «материальной» – то, что удовлетворяет их материальные потребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служить удовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства, поездка на курорт и пр.
Другие называют «духовной культурой» созданные человеком духовные ценности, а «материальной культурой» – изготовленные человеком вещи, материальные предметы «Памятники материальной культуры» можно было бы с не меньшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь они вообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою «тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальную информацию.
Третьи понимают под «духовной культурой» сферу духовной жизни общества – религию, искусство, философию и т.д., а под «материальной культурой» – сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ. Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура есть закодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.
Итак, разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно.
Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия, искусство, философия – вот основные формы духовной культуры.
Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.
1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна.
2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества.
3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли.
4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры.
Миф – зародыш всей духовной культуры.
Характерные черты мифа:
1. Отождествление фантазии с реальностью;
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме;
3. Эмоциональная насыщенность;
4. Связь с магией.
Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф.
– Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма («человекоподобие»).
– Второй принцип мифологического мышления – это «закон сопричастности».
Социокультурные функции мифа:
– Функция стереотипизации;
– Функция компенсации;
– Функция символизации.
Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания.
В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:
– «Старые» мифы.
– «Новые» мифы.
– «Обновленные» мифы.
– Мифологемы.
– Идеологические мифы.
Другие статьи:
Концепция культуры П.А. Сорокина
К теориям циклич развит относят концепцию П.А. Сорокина. Осн-й труд – ''Социодинамика культуры''. В работе ''структурная социология'' он вводит понятие социокультурное взаимодействие: 1. Личность (как субъект взаимод); 2. Общ-во (как сово ...
Няньхуа – китайская техника
цветной ксилографии
В канун Нового года в китайских домах издавна развешивают отпечатанные на бумаге ярко расцвеченные эстампы, которые в XIX веке получили название няньхуа – новогодние картины. Появление няньхуа как вида изобразительного искусства было обус ...
Характеристика культур, предшествовавших Басандайской культуре
Невозможно дать полную характеристику Басандайской культуре, без изучения особенностей культур, предшествовавших Басандайской. Мне хотелось бы остановиться на описании особенностей культур эпохи бронзы.
Кротовская культура. К середине II ...
