Если в заголовке описания перед фамилией автора имеется приставка (предлог, член и т.д.), при расстановке фамилия с приставкой рассматривается как одно нераздельное слово.
Описания произведений авторов народов Азии и Африки расставляются по алфавиту фамилий и имен, причем каждое из них, по общим правилам, рассматривается как самостоятельное слово.
Описания произведений одного автора расставляются по алфавиту заглавий. Но если в каталоге наряду с отдельными его произведениями имеются собрания сочинений, то описания располагаются двумя последовательными рядами. Первый ряд составляют описания собраний сочинений, в убывающем порядке полноты издания. Все остальные издания (отдельные произведения или сборники) расставляются во втором ряду в общем алфавите заглавий.
Описания одноименных собраний сочинений или различных изданий одного произведения, если на них составляются самостоятельные описания, расставляются в обратнохронологическим порядке годов издания и нисходящей последовательности порядковых номеров издания.
Основные описания произведений двух и трех авторов расставляются в каталоге по фамилии первого автора. Собрания сочинений, по общему правилу, выносятся вперед, а описания отдельных произведений ставятся в общем алфавите заглавий с произведениями, написанными единолично первым автором. Добавочные описания на соавторов расставляются в общем алфавите заглавий их произведений. Таким образом, заголовок основного описания, повторенный в добавочном, во внимание не принимается.
Добавочные описания на первого автора книг, принадлежащих четырем и более авторам и описанных под заглавием, также расставляются в общем алфавите его произведений.
Добавочные описания на составителей, редакторов и других лиц, принимавших участие в работе над произведением или подготовке его к изданию, расставляются в одном ряду с описаниями произведений, в которых они являются авторами или соавторами. Описания, составленные под коллективным автором, расставляются по алфавиту первых, а при их совпадении – последующих слов заголовка. В пределах описаний, основных и добавочных, составленных под одинаковым заголовком, карточки расставляются в общем алфавите заглавий.
Расстановка описаний, составленных под заглавием, производится по алфавиту первых, а при их совпадении – последующих слов. Предлоги и союзы в начале и в середине заглавия при расстановке рассматриваются как самостоятельные слова. Ученое или почетное звание, обозначение, чин, титул, духовный сан, приведенные в заглавии, при расстановке принимаются во внимание.
Если в заглавие входят в качестве неотъемлемой части числительные или цифры, при расстановке карточек они принимаются во внимание в их словесном выражении. Если однотипные заглавия различаются только цифрами, расстановка производится в возрастающей последовательности чисел, выраженных этими цифрами.
Расстановка описаний разных изданий одного произведения, выпущенных с одинаковым заглавием, производится в обратнохронологическом порядке годов издания и в нисходящей последовательности порядковых номеров издания.
Таким образом, вышеперечисленные особенности организации алфавитного каталога, позволяют библиотекарям составить и оформить алфавитный каталог в наиболее удобном и доступном виде для читателя и наиболее полно удовлетворить его запросы.
Другие статьи:
Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в
16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...
Основные этапы развития мировой гостиничной индустрии
Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима пол ...
Религия и ее ценности на
разных уровнях культуры
Любая религия обычно выражена в определенных обрядах и осуществляется через посредников: шаманов, пророков, священнослужителей. Связь эта воплощена в определенных ценностях – святынях, которым поклоняются верующие, а также в священных сим ...