Научная организация фондов решает две задачи. С одной стороны, она призвана зафиксировать значение предметов для науки и культуры в целом и для работы конкретного музея и определить юридическое положение предметов, с другой — создать условия, максимально способствующие формированию, хранению, исследованию, использованию предметов. Организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а так же с деятельностью самого музея, определяющая юридическое положение предметов, называется составом фондов музея. В состав коллекционного фонда входят предметы уникальные и типовые. Для науки и культуры они имеют разное значение. Поэтому их целесообразно выделить с помощью карточек в отдельные фонды.
Состав музейного фонда — специальная организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры. Состав взаимосвязан со структурой музейного фонда, которую определяют как взаимодействие определенных элементов науки и практической деятельности.[27]
При разработке структуры фондов учитываются признаки музейных предметов, которые являются основанием для разделения.
Существуют определенные правила, лежащие в основе структуры фондов:
- нельзя одновременно разделить предметы на стеклянные и зеленые;
- подразделяя предметы по типам источников, нельзя отнести чашку с портретным изображением одновременно к вещественным и к изобразительным источникам, — надо выбрать или прикладное искусство, или мемориальное значение;
- при разделении музейных предметов, относящихся к категории «оружие», можно выделить «холодное оружие» и «огнестрельное», а не конкретные его разновидности.
Работа с фондами ведется всеми научными отделами музея, поэтому важно определить, что такое собственно фондовая работа. Ее цель — создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных предметов, проведение исследований в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики фондовой работы.
Работа по сохранению музейных предметов заключается, прежде всего:
- в отборе из окружающей среды предметов музейного значения;
- в комплектовании на их основе фондов.
При комплектовании музейных фондов используется определенная научная концепция:
Общие положения, характеризующие политику комплектования с учетом профиля музея, его идеологией, сформулированной в научной концепции музея и других особенностей. Разграничение обязанностей между соответствующими структурами музея и библиотеки.
Объекты комплектования. Принципы комплектования и отбора документов в музейный фонд, источники и способы комплектования.
Учет документов, их изучение и научное описание, компьютеризация этих процессов.
Хранение фондовых материалов.
Подготовка экспонатов к использованию в различных видах музейной деятельности.
6. Планирование и организация поисковой и собирательской работы.[16]
Научно — фондовая работа включает в себя:
• комплектование музейных фондов, которое включает: атрибуцию — определение физических свойств, функций, историю происхождения музейных предметов; классификацию и систематизацию — разделение музейных предметов на типы, виды, группы в соответствии с их свойствами; интерпретацию.
Другие статьи:
Звук и музыка
Первый звуковой фильм был ровесником лент Л. Люмьера. Однажды, когда Т. Эдисон вернулся к себе в лабораторию, ему был преподнес сюрприз. В ответ на приветствие мэтра с маленького экрана ему голосом синхронно ответил его помощник и снял шл ...
Искусство мастеров итальянского Возрождения
С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я ...
Культура как информационный процесс
Культура как мир знаков.
Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой — семиотикой. Знаковыми систе ...