В ряде музеев России отделы науки и техники существовали уже в конце ХVIII века. Развитие некоторых областей производства в первой половине XIX века рождало инициативу создания специализированных научно-технических музеев в отдельных промышленных центрах, как, например, в Барнауле — центре рудного Алтая. В музее экспонировались минералогические, фаунистические, этнографические и археологические коллекции, но главными в экспозиции были модели рудников, заводов и машин, орудия труда и готовая продукция; модели паровой машины Ползунова, механиков К.Д. Фролова и т.п. сопровождались текстовыми пояснениями, рассказывающими, "кем и когда машина устроена, долго ли существовала и кем модель сделана". Основными посетителями музея были горные инженеры, ученые, чиновники и путешественники. Дальнейшая судьба Барнаульского музея достаточно типична – после отъезда его организатора, доктора Ф.В. Гублера, коллекция рассеялась по многим учреждениям разных городов. За что мы любим альгинатные маски.
К научно-техническим музеям можно отнести "кабинеты", где публике показывались автоматы действия (движения) людей и заводные музыкальные инструменты.
В России еще в феодальную эпоху начиная с 1829 г. под покровительством правительства начали регулярно устраиваться всероссийские мануфактурные выставки для поощрения отечественной промышленности и оживления торговли. Вначале они проводились в Петербурге и Москве, а затем и в губернских городах.
Первая Всероссийская промышленная выставка была открыта в 1829 г. в Санкт-Петербурге, а всего с 1829 по 1861 г. в стране состоялось 11 Всероссийских промышленных выставок в Санкт-Петербурге, Москве и столице Царства Польского Варшаве – трех наиболее важных экономических центрах Российской империи. Промышленные выставки имели торговые цели и способствовали улучшению промышленного производства.
Состав экспонатов на выставках свидетельствовал о техническом прогрессе российской промышленности. Увеличивалось количество экспонентов — крестьян, создавались ценные каталоги выставок, которые давали представление о промышленности по отдельным областям с оценкой предоставленной промышленной продукции.
После реформы 1861 г. подобные выставки организовывались на новых основах и значительно реже. Возникла потребность в научно-просветительских учреждениях, которые бы действовали на постоянной основе.
В России в XIX в. продолжали развиваться сельскохозяйственные музеи. В 1803 г. на базе коллекции Вольного экономического общества было решено создать "собрание музейных предметов", которое позже развивалось бы в "модельный музеум".
Вскоре пример Вольного экономического общества переняли в других местах: в Московском обществе сельского хозяйства (1818), в обществе сельского хозяйства южной России в Одессе (1828), а также в Ярославле, Казани, Пензе.
Сельскохозяйственные музеи создавались и при сельскохозяйственных учебных заведениях (при школе Московского общества сельского хозяйства (1828), школе сельских хозяев графини Строгановой (1825—1844), при земледельческом училище в Санкт-Петербурге (1834) и др. Определенное значение в развитии музейного дела в России имели сельскохозяйственные выставки, которые организовывались начиная с 40-х гг. XIX в.
В эти годы предпринимались активные попытки повысить доходность помещичьих хозяйств путем модернизации сельскохозяйственной техники. Именно музеи и были призваны выполнять эту задачу. Помимо научных и учебных музеев появились музеи, специально предназначенные для более широкого распространения сельскохозяйственных знаний среди помещиков и крестьян, пропаганды усовершенствованной техники, более урожайных культур и удобрений. Эти музеи находились в ведении казенных палат, позднее палат государственных имуществ.
Сельскохозяйственные музеи и выставки отражали общее состояние сельского хозяйства. Знакомя посетителей с достижениями передовых хозяйств, выставки широко распространяли полезные практические сведения. Однако приобретение лучших образцов сельскохозяйственных машин и инструментов, представленных на выставках и в музеях, было не по карману задушенным повинностями крестьянам, а помещик, который имел бесплатную крестьянскую силу и инструменты, не имел нужды тратиться на их приобретение. То есть экономическая европейская мотивация в России того времени не могла прижиться.
Другие статьи:
Кариатиды и атланты
архаическая архитектура периптер храм
Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих ...
«Передвижники» и «Могучая кучка»
Передвижники, художники, входившие в российское художественное объединение — “Товарищество передвижных художественных выставок”. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В. Г. П ...
Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов
В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм».
Термин «хай-тек» появился в 1978 г. ...