Инженерия с древности до современности проходит три основные стадии. Эти стадии являются также уровнями развития инженерной культуры.
- На первых порах в инженерии преобладает рецептурный, технологический аспект. Инженер выступает как знаток правил и приемов строительства, горного дела, машиностроения и т. д.
- На второй стадии развивается и выдвигается на передний план предметный аспект инженерии. Ибо для обоснования своих методик инженеру нужно знать, что представляет собою тот или иной технический объект, как он устроен, из какого материала и каких частей он состоит, какие процессы в нем происходят.
- Третья стадия развития инженерии связана с усилением и повышением значимости ее «человеческого» аспекта, отражающего взаимодействие техники с людьми. Переход к этой стадии обусловливается возрастающей технизацией жизни. В современных условиях инженеру особенно важно внимательно и безошибочно оценивать характер и степень воздействия создаваемой им техники на человека и общество.
И в искусстве, как в инженерии, центральное место занимает проектирование: подобно техническому проекту, художественное произведение есть проект выдуманной автором реальности. Техническое изобретательство имеет много общего с художественным творчеством. В нем также важнейшую роль играют эстетические мотивы — чувство формы, эмоциональная реакция на красивое, изящное решение технической проблемы.
Но вместе с тем между инженерией и искусством есть существенные различия. Творчество инженера протекает в условиях меньшей свободы, чем творчество художника: художник может строить любые, сколь угодно фантастические картины реальности, тогда как инженеру необходимо заботиться об осуществимости своих проектов.
Художественное произведение (если оно действительно художественное) есть само по себе ценность. Но продукт инженерной деятельности ценен постольку, поскольку он для чего-то нужен. Инженерия, в противоположность искусству, представляет собою прагматический аспект культуры.
Другие статьи:
Мусульманское завоевание Индии
Начало исламизации Индии определяется 1000 годом, походом в Индию султана Махмуда . Завоеватели – турки ассимилировали чужую культуру. Индианизируясь, они сознательно не пытались изменить образ жизни и обычаи народа.
Индийское общество л ...
Отношение общества к науке. Образ науки
В старину наука как умственное занятие («интеллектуальная игра») мудрецов-философов была чуждой и недоступной для широкой публики. Проблемы, над которыми размышляли «ученые мужи», были далеки от практических, хозяйственных нужд народа. По ...
Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация
Модернизация – процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на: традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, р ...