Человеческое сообщество есть часть биосферы земли, и потому его существование подчиняется природным закономерностям. Социальная жизнь также частично управляется стихийными, мало зависящими от воли людей силами. Вместе с тем, в отличие от других природных существ и организмов, люди строят свою жизнь в соответствии с определенными, сознательно введенными установлениями и нормами. Эти законы тесно связаны с тем, что мы называем культурой. Слово культура в переводе с латинского означает «возделывание» или «почитание». Первое значение указывает на связь с земледелием, с выращиванием растений, которые мы недаром называем культурными. Для этих растений, в отличие от дикорастущих, должна быть создана особая среда, т.е. природа должна быть благоустроена.
Параллель между жизнью человека и земледелием была осознана античностью и составляла содержание елевсинских мистерий - главного религиозного таинства Древней Греции. В человеческом обществе в целом культура есть также благоустройство природной среды. Природная среда осваивается, границы ее расширяются, человек обживает дополнительное пространство. Все это, однако, подразумевает определенное понятие о благе. Оно исходит из более широкого во времени и пространстве представления о жизни, чем у природного существа, и связано прежде всего с религией. Отсюда второе значение слова культура - почитание высшего начала, ценностей, единых для некоторого сообщества людей. Все это образует культуру. Часто мы ассоциируем культуру только с ее отдельными плодами, однако это так же неправильно, как связывать культуру сада только с собранным урожаем, а не со способом возделывания почвы и т.д.
Культурная среда, окружающая человека, есть единство материальной и духовной среды. Последняя включает в себя все представления о том, что находится за пределами непосредственного восприятия. Человек живет не только в материальном, но и в духовном мире, который создается памятью, размышлением, воображением, и мы прежде всего считаем человека культурным, если у него, как принято говорить, богатый духовный мир. В связи с этим следует вспомнить о словах апостола Павла, о том, что задача человеческой жизни есть «домостроительство», под которым понимается возведение духовной постройки. В то же время домостроительство требует, чтобы материальная жизнь была также согласована с понятием о благе, которое вырабатывает культура и прежде всего религия.
Каждое человеческое сообщество имеет свою культуру. Можно ли говорить о различных ступенях культурного развития общества? Из античности нам известно не только противопоставление культуры и природы, но также культуры и варварства. Вопрос о том, что хорошо и что плохо в культуре, сложен. Однако, можно указать на два свойства высокой культуры. Во-первых, она должна иметь определенное лицо, которое при этом выражает ее внутреннее содержание, т. е. ее ценности. Лицо культуры проявляется, как в представляющих ее личностях и общественных институтах, так и в культурных текстах. Лицо христианской культуры выражено в Библии, сочинениях отцов церкви, литературных произведениях и т.д. Во-вторых, культура должна быть способна к пониманию иного, к диалогу. В основе любой культуры лежит определенный диалог с природой или с высшим началом - Богом, но тем не менее эта способность свойственна культурам в разной степени. Заметим, что способность понять чужое и выразить свое есть также свойства языка. Таким образом, понятно, что язык есть как бы второе я или тень, без которой культура не существует. Диалогичность высокой культуры ведет к тому, что она предоставляет человеку жизненные альтернативы, допускает разные ответы на один и тот же вопрос. Культура создает защищенное пространство, где возможно более или менее свободное движение. Например, такой культурный феномен, как одежда, дает нам возможность до некоторой степени менять свой внешний облик. Полная свобода, однако, ведет к разрушению природных и социальных основ бытия, то есть к антикультуре. В варварском обществе все ответы на возможные вопросы жестко запрограммированы.
Как же функционирует культура в человеческом обществе? Безусловно, она реализуется через поведение отдельного человека и через поведение общества по отношению к нему. Поведение человека может регулироваться или жесткой системой правил или пониманием ценностей, свойственных данной культуре. За соблюдением обязательных правил и запретов следят властные структуры, роль которых могут играть род, семья и в первую очередь государство. Вместе с тем разворачивается и более свободная общественная и частная жизнь. В ее процессе человек взаимодействует с отдельной социальной, национальной или религиозной группой, ведет с ней диалог, а группы ведут диалог между собой.
Другие статьи:
Искусство Швейцарии XVI в
реформация швейцария гуманизм
На протяжении всей эпохи Возрождения швейцарские города в основном сохраняли свой облик, сложившийся в период средних веков. Новое строительство долго продолжало традиции поздней готики и в типах зданий, и в ...
Представители русского импрессионизма: В.Серов, К.Коровин,
И.Грабарь
В творчестве Валентина Александровича Серова (1865—1911) выделяют лишь период увлечения импрессионизмом. А картину «Девочка с персиками» считают чуть ли не эталоном русского импрессионизма в портрете.
"Писал я больше месяца и измучи ...
Кажымукан - герой казахского народа
борец
Наиболее известен в мире спортивных единоборств сильнейший мусульманский борец, представитель казахского народа Кажымукан Мунайтпасов. С его именем связано зарождение и развитие физической культуры и спорта в Казахстане в XX веке и ...