Большое внимание культурно-просветительским вопросам уделяло украинское духовенство, представители которого во главе с каноником Иваном Могильницким основали «Клеракальное общество» в 1813г. с целью перевода, издания и распространения среди верующих религиозной литературы на украинском языке. Активная деятельность этого первого в Галичине культурно-просветительского общества была направлена против экспансии греко-католической церкви, несмотря на сопротивление польского духовенства, имела большое значение для сбережения украинского языка.
Огромную роль в жизни украинцев Галичины играл Львовский университет, при котором действовал Русский институт с трехлетним украиноязычным курсом обучения. Лекции и труды известных ученых: А.Гильтенбрандта, П.Лодия, И.Мартыновича и др. способствовали пробуждению национального самосознания укр. студентов.
В 30-е годы 19в. во Львовской семинарии студенты Маркиян Шашкевич (первый народный поэт Галичины – по М.С.Грушевскому), Иван Вагилевич (этнограф и литератор) и Яков Головацкий (первый патентованный профессор укр. языка во Львовском университете) создали кружок демократической украинской молодежи, который назывался «Руська трийця» (так называли всю группу, куда, кроме трех семинаристов, входили А.Могилецкий, М.Устьянович и др. их ровесники). Своей просветительской деятельностью, кружковцы способствовали пробуждению национального сознания украинцев Галичины, распространению и развитию укр. языка. Находились под влиянием возрождения в 30-е годы украинской литературы в России, польских революционных идей. Писали статьи по истории, собирали украинские песни и думы, печатали их. Когда цензурой была запрещена публикация сборника «Зоря» 1834г. («Рассвет» – рус.), был составлен новый альманах «Русалка Днистрова», вышедший в 1837г. в Пеште (Венгрия), но сразу после выхода тираж был изъят галицкой цензурой и лишь в 1848г. его удалось освободить из под ареста. Это был первый серьезный вызов подневольного укр. народа колониальной политике Австрии. «Русалка Днистрова» посеяла первые зерна украинского национального возрождения в Галичине.
Европейские революции пробудили Галичину. Поляки начали готовить восстание с целью возрождения Польши. Австрийское правительство попыталось, приблизив часть украинской интеллигенции Галичины, использовать её в борьбе с польским рев. движением. Распространяются идеи разделения Галиции на польскую и украинскую части, введение в высшей и начальной школе укр. языка, освобождение украинских крестьян из под власти польских помещиков.
Другие статьи:
Европейское искусство Средневековья
V век принято считать началом новой эпохи — феодальной формации, названной в истории Средними веками и охватывающей по времени более тысячелетия, от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах.
Принято выд ...
Возникновение парикмахерского искусства
История парикмахерского ремесла берет свое начало с давних времен. Уход за волосами как ремесло явился результатом развития потребностей человека, возникших из желания украсить свою внешность.
Понятие красоты в различных слоях общества б ...
Методологические основы исследования
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ зрелища как особой формы деятельности в культуре. Концепция деятельности означает, что зрелище понимается не созерцательно, а активно как действие, творчество. Вместе ...