Второй этап (1933 – 1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков. Возникли новые музыкальные жанры - эстрадные оркестры, укрупнились оркестры народных инструментов, появились ансамбли песни и танца. С начала 60-х годов лучшие самодеятельные коллективы отмечались почетными званиями «народный», «образцовый».
Третий этап (1960 - 1991 гг.). Произошел качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, звание «народный» получило свыше 10 тысяч творческих объединений. Количество участников, занимающихся любительским творчеством, выросло с 9 до 30 миллионов. Появились новые жанры самодеятельного искусства – авторская песня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества. В этот период появились первые теоретические работы, связанные с развитием художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива.
Четвертый этап (с1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворцы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.
Пониманию современного состояния и проблем организации и развития духовного потенциала членов производственного коллектива может помочь ретроспективный анализ становления и обогащения культурно-просветительной деятельности (термин употреблялся до 1991 года) трудовых коллективов. С этой целью мы осуществили ретроспективный анализ, используя при этом методику изучения нормативных документов, статистических данных, материалов монографий, научных сборников, публикаций в периодической печати, выводов научных исследований смежных проблем науки и искусства. На каждом этапе своего развития социально-культурная деятельность трудового коллектива была направлена на решение тех проблем, которые обусловливались объективными экономическими и социальными задачами.
В конце 1970-х начале 80-х гг. произошло расширение границ отечественной педагогики и психологии. Появилось новое направление теории воспитания и развития личности - педагогика досуговой деятельности трудового коллектива. Это наука о закономерностях, принципах, содержании, средствах, методах и формах обеспечения всестороннего и гармонического развития личности в условиях профессионально-трудовой и связанных с ней других видов социальной деятельности. Этой проблемой занимались Л.Н. Коган, В.П. Одинцов, Б.М. Иванько, А.Н. Алексеев, Н.Т. Пищулин, Г.П. Орлов, В.И. Волков и др. В этот период появляются работы о деятельности культурно-просветительной работы в условиях производственного коллектива. Известные ученые М.Т. Иовчук и Л.Н. Коган, говоря о творческой деятельности масс, подчеркивали, что «художественная самодеятельность является одним из важнейших средств самореализации личности, ее разностороннего развития» (88, с.42.). Продолжая эту мысль, Б. Берзин отмечает, что «участие в художественной самодеятельности может быть рассмотрено и как средство повышения социальной значимости личности, так как способствует комплексному творческому прогрессу» (18). Определяя самодеятельное творчество как социальное явление, А.Г. Михайлик подчеркивает, что кроме активного творческого приобщения широких масс к культуре, самодеятельное творчество трудящихся необходимо рассматривать как сферу социальной активности рабочих и служащих, вызывающую у них творческие потенции и в области непосредственно производственного процесса (129, с.106).Это мнение дало возможность Л.П. Подобе говорить «о взаимодополняющих функциях трудового коллектива и объединения художественной самодеятельности в воспитании социальной активности трудящихся» (154). Эта мысль постоянно подтверждалась в практике работы производственных коллективов, где большой процент социально активных рабочих являлись активными членами художественных коллективов. Б. Берзин в своем исследовании «Первичный производственный коллектив в системе культурной деятельности советских рабочих» подчеркивает значение производственного коллектива в жизни трудящихся: «Социалистический коллектив дает человеку проявить свои творческие способности, расширить и обогатить свой духовный кругозор» (18).
Делая предварительные выводы, отметим, что появление нового направления отечественной педагогики дало трудовому коллективу методику решения воспитательных задач, сделало возможным обеспечивать достаточно высокую эффективность идеологического и педагогического воздействия на поведение и деятельность личности в свободное время.
Другие статьи:
Классика 1970-х. Организация ТВ-сериалов
Семидесятые годы стали в некотором смысле шаблонными. Этот период в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, ...
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной
Время и место написания портрета точно не установлены: конец 1822-го или начало 1823 года, Италия или Париж. Произведение выполнено маслом в романтическом стиле. Существовала также копия портрета, которая оставалась у Кипренского, о чем и ...
Философия и наука
Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Их объединяет то, что и философия, и наука представляют собою теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что ...