На основании полученных данных мы выяснили, что 40,3% работников производственного коллектива ежегодно не менее одного раза в год посещают культурно-досуговые центры (театры, концерты симфонического оркестра, звезд эстрады, самодеятельных коллективов и т.д.). Отметим, что молодежь тяготеет к концертам звезд эстрады (10,6% мол. возраст – 3,9% старш. возраст), а старшие возрастные группы более многочисленны на спектаклях оперного и драматических театров (2,7% старш. возраст.- 0,7% м.в.), а также на концертах оркестровой музыки (3% старш. возраст – 1,8% мол. возраст). На представлениях любительских коллективов и отдельных исполнителей посещение возрастных групп было почти равным (9,4% старш. возраст – 8,2% мол.возраст). В итоге мы получили возможность сконцентрировать наше внимание на определенной группе лиц, которые, по нашему предположению, могли принять участие в цеховой художественной самодеятельности.
Следовательно, можно вести речь о наличии известных художественно-эстетических ценностях, интересах и потребностях членов коллектива в реализации своего творческого потенциала, выступающих предпосылками и выполняющих функции условий приобщения личности к художественной самодеятельности.
Анализ современного состояния феномена производственного коллектива показал, что потеряны многие приоритеты этого социального организма не только в производственном процессе, экономике, но и управлении сущностным смыслом целостного педагогического процесса руководства этого коллективообразования, включая производственный (материальный) и духовный в том числе – художественный процесс. В общих планах развития производственного коллектива сегодня, как правило, отсутствуют разделы культурного, эстетико-художественного воспитания личности, более чем на 50% сократились так называемые «красные уголки» – ныне комнаты отдыха (рекреации) и их руководство (1-2 человека, на общественных началах, профком цеха), не имеющих, за редким исключением, планов культурно-досуговой деятельности.
Трудность изучения художественно-эстетических возможностей современного производственного коллектива, с одной стороны, состоит в том, что принципы художественно-творческих интересов, ориентаций, мотивов и потребностей личности зависят не только от руководителя хорового коллектива, который пришел возрождать и возвышать «былые» творческие позиции, но и от понимания важности нравственно – эстетического воспитания, развития творческой личности в трудовом коллективе со стороны его руководителей. С другой стороны, в художественной самодеятельности в отличии от профессиональных коллективов есть одна существенная разница. В таких коллективах слиты воедино педагогический и художественный процессы. Подчеркнем, что в художественной самодеятельности художественно-педагогический процесс имеет два рода результатов: предметный и педагогический. Е.И. Смирнова пишет: «Художественный процесс в самодеятельности может и должен сопровождаться нехудожественной деятельностью: от актов неформального общения до участия в общественной деятельности. Однако неверно думать, что только эта воспитательная работа (которую и планируют как таковую) и воспитывает участника» (174, с.147). Мы считаем, что более сильным во всех случаях окажется педагогическое воздействие, которое сознательно или бессознательно заложено в основном виде деятельности – художественном процессе, т.е. в приобретении художественно-эстетических ценностей.
Сложность и специфичность педагогического процесса в художественной самодеятельности состоит в том, что основной целью здесь является создание художественного продукта, и носителем этой цели является не только руководитель, но и участники коллектива. Однако художественный продукт как цель может жестоко обходиться с объектом педагогического воздействия – хором, если он пока ограниченной одаренности и мастерства.
Сущность педагогического процесса заключается и в том, что реальные мотивы участия в художественной самодеятельности многообразны. Это индивидуальные художественные ценности, потребности, мотивы, установки, которые нужно руководителю не просто изучить, обобщить, классифицировать, но и на основе этого опыта выстроить педагогический процесс (при всем разнообразии) как ориентацию на такую творческую деятельность, которая даст качественный художественный результат. Участники, вовлеченные педагогом-психологом в интересный творческий процесс, будут идти к качественному продукту деятельности, хотя внешне это будет проявляться как интерес к творчеству. Исходя из приведенного, можно сформировать организационную модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям (схема 1.)
Схема 1
Организационная модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям
|
|
Другие статьи:
Захоронения и культы
Умерших волосовцы хоронили около жилищ, иногда в жилищах. Большинство погребенных положены вытянуто на спине, реже на животе. На поздних этапах встречаются скорченные погребения, как бы повторяющие позу эмбриона. На позднем этапе выделяют ...
Романтизм как художественное направление
Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и ...
Ретроспективный подход к развитию художественной
самодеятельности в производственном коллективе
Современное самодеятельное хоровое творчество развивается на основании традиций. Оно имеет достаточно богатую историю, выступающую теоретической и практической основой развития художественной самодеятельности производственных коллективов. ...