многочисленные гости, которые знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также с выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Так
зарождался экскурсионный обзор, ознакомление с предметами культа и искусства. Например, во время Олимпийских игр паломники посещали зал Эхо, чтобы услышать, как его стены семь раз повторяют одно и то же слово; увидеть сделанные по обету жертвоприношения. При этом участники, гости, победители соревнований и паломники жертвовали что-либо храму по своим возможностям.
Кроме того, победители Олимпийских игр имели право помещать собственную статую в Алтис – священную рощу в Олимпии. Статуя могла быть установлена и на площади, или в гимназии родного города. Таким образом, складывается традиция экспозиции, доступного показа произведения искусства.
В Элладе служение музам выражалось не только в религиозном почитании и пожертвованиях, но и в пытливом поиске истин, в познании Космоса, поэтому в мусейонах гармонично соединилось поклонение божественному и попытка воспроизвести сакральные знания на земле, приблизиться к ним.
Древнегреческая культура освобождалась от архаических форм, представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Собрания предметов стали накапливаться не только в храмовых сокровищницах, но в центрах светской интеллектуальной жизни. В результате менялись сущность и функции мусейона.
Так в Греции появляется “мусей” - философское учреждение. Мусей становился частью философской школы. Например, в Академии Платона, объединившая в свои стенах различные науки было свое собственное святилище муз – мусейон, а для совершения обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались “служитель муз” и “приноситель священных жертв”.
Мусейон существовал и при философской школе Аристотеля - Ликее. Аристотель был первым, кто стал собирать предметы искусства и “природные” экспонаты. Но мусейон появился уже после его смерти стараниями его ученика Теофраста, при котором сложилась практика более широкого толкования понятия “мусей”, означающего помещение, где не только совершаются религиозные обряды, но и ведутся беседы, обучение, хранятся коллекции.
Так происходит трансформация мусейона в мусей, чьи функции сводились лишь формально к культовым, а в реальности относились к познавательным, интеллектуальным и творческим. И, конечно же, в таких собраниях находились и религиозные раритеты, и предметы, представлявшие “земные” интересы.
Так как, мусеи становились центрами интеллектуальной жизни греков, которая в свою очередь славилась агональностью во всех сферах культурной жизни, то постепенно в них накапливались собрания вещей, связанных с награждениями - скульптурных, художественных изображений муз и победителей.
Когда мусеи служили местом проведения состязаний поэтов, они становились центрами литературных сообществ. Такими соревнованиями славился один из первых мусейонов - Феспийское святилище муз, которое располагалось на склоне горы Геликон в Беотии. Здесь, раз в пять лет проходили празднества в честь муз – Мусеи. В самом святилище и в священной роще были изваяния богинь, богов, выполненных скульпторами Кефисодотом и Праксителем, статуи бога Диониса работы Мирона и Лисиппа, мраморный Эрот Праксителя.
Другие статьи:
Человек как биологическое, социальное и культурное существо
Социальная структура человека, как и любая структура общественных явлений повседневной жизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболее важных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродное сущ ...
Образ техники в культуре
Этот образ техники определяет отношение «простых людей» к ней и к ее применению, престижность труда специалистов в области в техники, заботу общества о ее совершенствовании, духовную атмосферу, в которой она развивается.
В античные време ...
Понятие «суеверие»
Давайте подумаем, как мы понимаем слово «суеверие»? Если мы попытаемся определить его, это будет очень сложно сделать, не так ли? Мы можем сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас мн ...
