В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно, что все созданное человеческим гением в эпоху Эллады и Древнего Рима получило в дальнейшем осмысление и творческое развитие. Не стали исключением понятие “музей” и вся сфера античного коллекционирования.
Именно этимологию слова “музей” ввели в культурный обиход человечества древние греки, но в античности оно не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово “мусейон” (museion) в переводе означает “место, посвященное музам”, то есть святилище муз. Так, в Элладе, у истоков греческой культуры возникает Музей как храм Муз - дочерей богини памяти Мнемозины.
Первоначально мусейоны представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались в рощах, предгорьях, у родников, поскольку вначале музы почитались покровительницами источников воды, а позднее - искусств и наук, дарующими творческое вдохновение, поэтому культ муз играл важную роль в сообществах ученых. Отсюда и название храма, который воспринимался в ту эпоху как место связи человека с высшими божествами путем проявления его духовных и творческих способностей.
Древние греки - наиболее из всех древних цивилизаций были естественными и жизнелюбивыми. Поклоняясь силам природы, неслучайно они выбрали место для “общения” с ее духами водные источники в окружении леса – так рощи становятся “священными”, где оставлялись дары богам, которые осуществляли связь с Божественным.
В священных рощах, в местах поклонения музам – мусейонах, стали со временем строить вместо скромных жертвенников храмы, где постепенно накапливались дары богам – храмовые сокровищницы. Они представляли собой вотивные предметы (от латинского votives – посвященный богам), которые, согласно религиозной традиции, приносились божествам по обету, в честь одержанной победы, для исцеления, исполнения просьбы, при покаянии.
Если сначала приношения в храмы богам были в виде бытовых предметов-символов: глиняные, серебряные, золотые изделия, изображавшие виноградную лозу, деревья, животные, растения, то потом стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества.
Богам посвящались скульптурные изображения людей, животных, статуи (часто статуи Артемиды и Аполлона), вазы, живописные работы, военные трофеи (луки, мечи, шлемы), которые демонстрировались во время триумфальных шествий, приносились в дар храмам и часто выставлялись как свидетельства военной мощи государства. Например, в храме Асклепия в Никомедии выставлялся на обозрение меч легендарного эфиопского царя Мемнона.
В составе трофеев присутствовали и предметы, связанные с культурой народов – варваров, а также образцы экзотической природы. Например, в древнегреческих храмовых собраниях могли храниться кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости. Они выставлялись на обозрение и трактовались как останки расы титанов, согласно мифологии, населяющих когда-то Землю. Выставлявшиеся на обозрение диковинки природы демонстрировались как свидетельства жизни мифологических персонажей.
Существовали “постоянные” экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события жизни полиса, например,
Другие статьи:
Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления
Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Кул ...
Особенности научного знания
Чем же отличается научное знание от других видов знания? Его важнейшие отличительные черты таковы:
1. Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов.
2. Объективность: в научном знании должна выражаться объективна ...
Сферическая перспектива
Проблема в овладении предметом, передаче в живописи не внешнего подобия, а сущности предмета, чрезвычайно важна. П.П. Чистяков – преподаватель Петрова-Водкина, «прививал» молодой русской живописи конца прошлого – начала нынешнего столетия ...