В результате ретроспективного анализа цеховых комплексных планов по социальному развитию трудящихся мы выяснили, что культурно-просветительная работа наряду с другими общественными организациями, выполняла три ведущие общественные функции: обеспечивала процесс непрерывного просвещения трудящихся; вовлекала массы в различные формы научно-технического, художественного и прикладного самодеятельного творчества; организовывала рациональный отдых.
В соответствии с планами проводилась работа по непрерывному художественному просвещению трудящихся. В этом процессе использовались разнообразные формы: лекции, доклады, тематические концерты, семинары, лектории и т.д. Согласно ретроспективным функциональным особенностям культурно-просветительной работы были разработаны и составлены рабочие планы развития личности, учитывающие просветительскую и культурно-досуговую функции, творческое развитие личности.
Как показывает современная практика бытования бывших красных уголков (в г. Челябинске на сегодня их число сократилось более, чем на 50%), комнаты отдыха строят свою работу на единичных, разовых мероприятиях и, как правило, не имеют постоянного плана работы. Исследование показало, что необходимо восстановить некоторые ведущие социально-педагогические функции подобных феноменов свободного времени членов производственного коллектива, поскольку и на современном производстве человек проводит большую часть времени. Мы установили: чтобы решать экономические задачи, надо не забывать о социально-ориентированной политике, удовлетворять художественные потребности рабочих и служащих предприятия.
Проводя опытно-экспериментальную работу, мы предложили руководителям предприятий:
- восстановить многообразные функции комнат отдыха;
- реализовать подготовленную программу по возрождению эстетического образования рабочих и служащих цеха.
В программу вошли следующие направления: организация экскурсий, культпоходов; встреч - бесед с мастерами искусств, музыкальный лекторий; организация фотовыставок, выставок картин заводских художников и самое главное – организация творческих коллективов. Таким образом, мы создали долгосрочную программу по социальному развитию членов производственного коллектива и в ходе ее реализации должны создать педагогические условия для приобщения рабочих и служащих к художественно-эстетическим ценностям.
Третье направление экспериментальной работы было связано со сбором информации и выяснением мотивов участия членов производственного коллектива в творческой деятельности.
Выяснение мотивов личности всегда связано с выходом на деятельность человека. А.Н.Леонтьев, подчеркивая эту мысль, пишет: «Чем больше проникает психологическое исследование за поверхность изучаемых явлений, чем больше подходит оно к подлинно жизненным задачам, тем все более отчетливо выступает значение проблемы мотивов человеческой деятельности» (110, с.300). Диалектику развития мотивационной сферы личности психологи связывают с ее социальными установками, потребностями, ценностными ориентациями, их изменение и степенью реализации в каком-либо виде деятельности.
Понятие о соотношении механизмов внутреннего и внешнего процессов деятельности и о динамике превращения потенциальных особенностей личности в актуальные представлено в ряде работ отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцифирова, А. Маслоу, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др. Вместе с тем проекция психологических механизмов регуляции на содержание художественной деятельности не находит, по нашему мнению, достаточного отражения в работах психологов и педагогов. Структура деятельности во внешнем проявлении, а также задачи организации деятельности через способы внутренней мотивации и регуляции исследовались такими учеными, как В.В. Белич, В.П. Беспалько, А.Р. Лурия, А.И. Волков, Г.Н. Солнцева, В.Д. Шадриков и др.
Важное значение имеет раздел типологии мотивов художественного творчества трудящихся, где теоретической основой для их разработки являются выводы отечественной психологической науки о мотивах и потребностях личности. При этом «под мотивами мы должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий» (120, с.9) Имеется в виду, что мотивы как психологическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности основывается, на том, что прежде всего потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, а мотивы «выступают как конкретные проявления этой сущности» (147).
Другие статьи:
Проблемы культуры в философии Просвещения
Просвещение, идейное течение XVIII — сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фана ...
Культурология как область знаний, её предмет и место в ряду наук
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почит ...
Особенности Басандайской культуры
Как известно, признаками для определения археологической культуры являются особенности погребального обряда, керамики, поселений и жилищ.
Однако в нашем случае основными источниками выделения культуры являются обряд и керамика.
Характер ...