Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший в дальнейшем основные направления музейной деятельности.
Первыми коллекциями стали специальные хранилища для живописных и скульптурных работ, которые появились в Древней Греции. Произведения живописи помещались в специально отведенные места – пинакотеки (с греч. – pinax – доска, картина и theke – хранилище), собрания скульптур назывались глиптотеками (с греч. – glyptos -изваянный). Так, собрания картин, скульптур, резных камней получают наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов.
Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных и терракотовых дощечках. Греческие мастера работали в технике энкаустики: красители растирались с воском, а готовые краски сильно подогревались и в полужидком состоянии наносились на основу жесткой кистью.
Самой известной пинакотекой стала та, что находилась в афинском Акрополе, средоточии главных святынь города. Когда архитектор Мнесикл построил из мрамора монументальный вход на Акрополь – Пропилеи, состоявшие из центральной части с портиком и крыльев, то в северном крыле, более массивном, с глухими стенами, разместилась пинакотека, свет в которую проникал через двери и два окна. Мнения исследователей относительно характера хранившихся здесь живописных произведений расходятся. Одни считают, что картины представляли собой настенные росписи, другие же, что изображения писались и на досках, как посвятительные дары.
Живописными произведениями и скульптурными работами украшались и распространенные в античной архитектуре длинные галереи-портики, или стои. Самой знаменитой среди них была стоя Пойкиле в Афинах, чье название означает “пестрая”, “расписная” из-за украшавших ее стену больших картин - пинак, закрепленных на стене и легко снимавшиеся с нее, с изображением мифологических сюжетов и реальных исторических событий.
К древнегреческому периоду относятся и первые случаи адресного “экскурсионного” обслуживания. Служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, он должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровища впервые становились объектами античного “туризма”.
В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. Так, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях были найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.
И если первые древнегреческие собрания предметов формировались стихийно, отличаясь неоднородным составом, и носили сакральный характер, использовались для демонстрации религиозного поклонения как “дары богам”, то со временем коллекции становились общим достоянием граждан, а это предполагало и создание условий для доступа к их осмотру широкой публики и более разнообразный материал для показа. Так, рядом со священным сосудом могла находится кость какого-нибудь диковинного животного.
Приветствовались акты дарения собраний храмам или городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям, но создание, которых в древнегреческом обществе особо не поощрялось, поскольку воспринималось как вызов государству. Частные коллекции стали распространяться позже, в эпоху Древнего Рима. Но именно собирание вещей с точки зрения их сакральности, коллекционирование живописных и скульптурных работ зародилось именно в Элладе. С эпохи эллинизма, а затем в Древнем Риме оно стало носить функциональный характер, подчеркивая индивидуализм собирателя.
Другие статьи:
Язык — средство мышления и общения
Дж. Свифт в "Путешествиях Гулливера" описал лапутянских мудрецов, которые попытались обойтись без языка и объясняться между собой с помощью предметов. Чтобы сказать о хлебе, они показывали хлеб, о воде — бутылку с водой и т. д. ...
Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...
Зап. Европейский дизайн 30х гг
Ле Корбюзье – великий франц. архит-р и диз-р 20 в. Был главой рационализма в зодчестве. В соответствии с его концепцией, дом надо рассматривать "рабочий инструмент" или как "машину для жилья". В 1928 г. он спроектирова ...