Социальная структура человека, как и любая структура общественных явлений повседневной жизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболее важных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродное существо, делая акцент на определяющем значении социального в иерархии его качеств, биогенетические характеристики оказываются как бы на последнем плане. Но это вовсе не означает недооценки их роли, первичности в процессе становления личности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические — находятся в органической взаимосвязи, определяя целостность человека. Но каждый из компонентов может рассматриваться как относительно самостоятельный, исторически изменчивый внутри самого себя (например, классовая, национальная принадлежность, характер трудовой, коммуникативной, духовной жизнедеятельности), и во взаимосвязи с другими. Это касается биолого-генетических детерминант социальных качеств человека.
Биолого-физиологическая природа личности изменчива и на современном этапе требуется ее переосмысление.
Клод Леви-Стросс — один из основных представителей французского структурализма, оценивая взаимосвязь социального и природного, пишет: «Если с появлением общества действительно происходит тройной переход от природы к культуре, от чувственного к рациональному, от животного к человеческому, то человеку уже в естественном состоянии необходимо приписать существенную способность, которая побуждает его преодолеть эти препятствия. Способность эта одновременно природна и культурна, чувственна и рациональна, животна и человечна и переходит из одного плана в другой лишь при условии осознания».
Суть концепции Леви-Стросса в обнаружении единства физических, физиологических, психологических, социальных и духовных закономерностей, и в этом смысле он провозглашает необходимость редукции культуры к природе. Теория «нового гуманизма», не знающего сословных и расовых ограничений, в основе своей имеет идею «сверхрационализма», предполагающего единство чувственного и рационального, опирающегося на «логику чувственных качеств» как прообраз современной науки.
В этой позиции ученого, сформировавшейся в результате глубоких этнографических, культурно-антропологических и структурно-лингвистических исследований, выделяются два важнейших постулата. Во-первых, история обществ мыслится конкретно как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. В индустриальном обществе человек стремится производить и потреблять как можно больше информации, в «примитивном» — люди ограничиваются воспроизводством простых и скудных условий существования. Во-вторых, человека «нового» и «древнего» объединяют всеобщие законы культуры, функционирования человеческого разума, социума в целом.
Эти постулаты помогают построить более или менее достоверную версию понимания взаимосвязи природного и социально-культурного в структуре современного человека.
Биолого-генетические свойства человека — относительно самостоятельная система в иерархии различных уровней структуры личности. Она образует своего рода фундамент, от качества которого зависит и прочность всего здания, и специфика, прочность «лестницы оснований» психологических, социальных качеств, надстраивающихся над ним. Несущие конструкции, взаимосвязи свойств человека также определяются качеством фундамента.
Или другая метафора — сравнение человека с деревом. Если загнивает корневая система, растение погибает.
Призыв Леви-Стросса вернуться культуре к природе в этом смысле чрезвычайно актуален. Ибо биолого-генетические характеристики человека это как раз то основание, фундамент, корни, от которых зависит судьба человека.
Биосфера как основание социосферы сегодня теряет свою несущую способность. Это проявляется в разного рода катаклизмах экологических, демографических — падает рождаемость, население стареет. Неуклонно растет число больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных. Практически отсутствует профилактика заболеваний. До сих пор не научились лечить такие грозные болезни века, как рак, диабет, сердечно-сосудистые и многие др.
Вторжение человека в тайны генетического наследования (клонирование, в частности, генетически модифицированные животные и растения) может привести к неоднозначным результатам.
В биологическом, природном социальное должно доказать свою состоятельность, нужность, способность направлять эволюцию человека.
Ученые делают далеко идущие предположения. Так академик П.К. Анохин подчеркивал, что биология человека — это не биология вообще, как, например, у обезьяны. Это специфически человеческая биология. Все логические и мыслительные операции зависят от общения с людьми. На основе многолетних исследований нейрофизиологи доказывают, что многое из того, что считается специфически человеческим, приобретенным человеком после рождения, заготовлено в нашей природе в форме фиксированных соотношений нервных структур.
Другие статьи:
Расцвет мастера
В 1469 году власть во Флоренции перешла к внуку Козимо Старого - Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Его двор становится центром флорентийской культуры. Лоренцо - друг художников и поэтов, сам утонченный поэт и мыслитель, становится ...
Искусство Древнего Царства
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобрази ...
Основные этапы развития мировой гостиничной индустрии
Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима пол ...