Знаменитый римский архитектор Витрувий утверждал, что экседры и картинные галереи нужно создавать значительных размеров, чтобы зрители имели возможность соблюдать необходимое расстояние при осмотре определенной картины. Первой галереей одной картины стал специальный павильон оратора Гортензия для показа “Аргонавтов” Кидия.
При показе живописи внимание уделялось и характеру ее освещенности. В трактате “Об архитектуре” Витрувий писал, что картинные галереи, как и мастерские живописцев, должны быть обращены на север, чтобы освещение их было постоянным, и краски на картинах не меняли своего оттенка. К способу экспонирования произведений можно отнести вставку старых греческих станковых картин в золоченые рамы и установку их на переносные подставки.
Скульптуры размещались в садах и парках, а для гротов, беседок, павильонов подбирали статуи и рельефы, которые своим сюжетом вписывались в специфику данного места. Коллекции иногда размещались не по принципу декоративности, а несли определенную смысловую нагрузку; это особенно было характерно для загородных вилл римской интеллектуальной элиты. Их живописная и скульптурная декорация, находясь в неразрывном единстве с архитектурой и ландшафтом, создавала конкретный образ.
Рост экспозиционного мастерства вызывал развитие художественной критики. В школах риторов умение грамотно описать картину или скульптуру считалось обязательным навыком для оратора. Да и рядовые граждане рассуждали о достоинствах и недостатках произведений искусства.
Осмотр храмовых коллекций мог проходить в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции гида-экскурсовода. Он владел необходимым набором информации об имеющихся в храме предметах, так как в Риме, как и в Греции, составлялись описи всех их поступлений. Посетители, обычно проводились устоявшимся маршрутом, а сообщаемая им информация касалась, прежде всего, связанных с экспонатом легенд, авторства и прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в “послужном списке” предмета, тем большей ценностью в глазах посетителей она обладала. Естественно, это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи, когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманность вызывалась и тем, что статуи могли привозить в Рим без баз, на которые потом устанавливались новые изваяния. Многие посвящаемые в храм произведения искусства были трофейными, поэтому их новые владельцы не всегда знали имена создателя и изображенных персонажей.
Другие статьи:
Религия и современная
культура
Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога.
В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию, возро ...
Общие тенденции развития музейного дела
Особенностью развития музейного дела и коллекционирования во второй половине XIX — начале XX вв. являлась их дальнейшая демократизация. Это проявлялось, с одной стороны, в укреплении ведущей роли передовых слоев общества — ученых, разночи ...
Учение о внутренней структуре
культуры
Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позвол ...
