Проникновение элементов мировоззрения структуры чань в творчество ряда авторов XII–XIII вв., влияние чаньского мировоззрения на создание художественных образов, представляют собой более существенный признак влияния чань-буддизма на китайскую литературу, чем номинальное упоминание в ней буддийских терминов или персонажей, включения буддийских духовных гимнов или религиозных трактатов в сочинения Вань Чжао, Ван Вей, Бо Цзюйи. Тексты такого типа не всегда отвечают основным литературным традициям художественности, и дискурсивный подход к толкованию религиозной догматики в них не совместим с чаньским стремлением к «внесловесной» художественно – образной передаче достигнутых прозрений.
Доказательства динамичного взаимодействия между развитием мировоззрения школы чань и литературными процессами времени обнаруживается на идейном, образном и семантическом уровнях в поэзии и эстетических сочинениях Гао Цяня, Се Линьюня, Лю Се, Ван Вея.
Обобщение чаньских идейно-эстетических принципов, их проявлений в письменных памятниках школы и отражений в творчестве широкого круга авторов того периода дает возможность очернить те новые тенденции, которые чаньские мироощущение и творческая практика утверждает в отношении человека и творца к действительности.
Чань предлагал наиболее благоприятную платформу для творческого развития личности. Поэтому у него так много последователей среди разных слоев населения. Эти последователи добивались на упомянутой платформе творческих достижении, необходимых на данном этапе развития культуры и общества. Так слияние с жизнью превращало чань в одно из социально-культурных явлений зрелого китайского средневековья, отличало школу от замкнутых сектантских доктрин или видов культовой практики. Так же, как искусство, философию, науку, социальные движения, стимулированные идейной базой европейской Реформации, нельзя идентифицировать с протестантизмом, так и эстетические и идейные явления на основе чаньского мировоззрения выходят за рамки религиозной литературы и культуры.
Другие статьи:
Художественно-дизайнерская проработка
Европейская культура средневековья представляла собой некую целостность. Русь напротив, прошла долгий путь, прежде чем черты ее национальной культуры определились окончательно. С одной стороны в древнерусском искусстве (X - XVII век) были ...
Новгородский собор Святой Софии
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянно ...
Формирование менталитета народов индийской цивилизации
индийский цивилизация буддизм сикхизм
Буддизм – вечное знание древней Индии. Все цивилизации последних 2,5 тыс. лет испытали влияние буддизма.
2,5 тыс. лет назад, пронзенный стрелой охотника, пригвоздившей великого Царя и Учителя, 125 л ...