В условиях отсутствия общепринятых нравственных ориентиров, социальных идеалов, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, неуверенности в будущем, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны властных элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах массы населения. Средства массовой информации, обращаясь к аудитории, становятся сегодня инструментом социального мифотворчества, влияют на массовую культуру, мифологизируют массовое сознание. В условиях современной информационной революции в массовой культуре, под флагом общечеловеческих ценностей, идей демократии и деидеологизации Российскому государству и обществу навязываются разрушающие нравственность ценности, диктуется заданная картина реальности. Через электронные СМИ в массовом сознании формируется стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки, ответственности за Родину, страну. Новые стереотипы массовой культуры мифически расплывчаты, что разрушает традиционно культивируемое православием чувство стыда, и это преподносится как показатель свободы личности, ее независимости от традиционных нравственных норм общества. Такие стремительно растущие негативные явления разрушают традиционные нравственные устои России.
Современная массовая культура взаимообусловлена мифологизацией массового сознания и формируется под ошеломляющим неомифологическим воздействием средств массовой информации, что приводит к появлению новых мифов, деформации нравственного самосознания личности и аберрации языковых норм. Процесс социального мифотворчества сохраняет свои позиции в российском обществе и под ошеломляющим воздействием современных СМИ обусловлен актуализацией древнейших инстинктов человека - стадностью и стремлением к адаптации в реальном мире и его объяснению. Этот процесс является целенаправленным, если сознательно культивируется для успокоения страстей масс или использования их насущных потребностей, для создания желаемой ситуации в условиях кризиса (экономического, политического, духовного, экологического и т.п.) с целью обострения или стабилизации обстановки. Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.
Вообще вся культура XX столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.п., характерна, прежде всего, своими интеграционными процессами. XX век - время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм.
Массовая культура - сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замещается тяготением к “идолам”, к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.
Другие статьи:
Развитие русской культуры во второй половине XVIII
веке
XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим ...
Семантика цвета в народном орнаменте
В предыдущей главе мы частично рассмотрели основные орнаментальные мотивы, используемые древними людьми для украшения одежды и предметов быта. Мы убедились, что орнамент, это не просто украшение посуды, и платьев, а символические обереги ...
Краткое содержание комедии «Трумф», или «Подщипа»
Немецкий принц Трумф влюбился в Подщипу, дочь русского царя Вакулы. Подщипа любит и обручена со Слюняем, русским князем.
Трумф решает добиться Подщипы силой – начинает военную кампанию против царя Вакулы. Достаточно успешно: занимает пре ...
