4) В эпоху Возрождения коллекционирование постепенно приобрело четкую целенаправленность и избирательность. Именно с этого периода стали возникать первые учреждения – дворцовые и церковные коллекции. Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев, способствовали их возникновению как социокультурного института: кабинеты, реликварии, кунсткамеры, студило, антикварии, художественные галереи. Именно в эпоху Возрождения памятники греко-римского искусства стали рассматривать как образцы непревзойденного творчества человека.
Таким образом, понятие “музей” вернули вновь благодаря преклонению эпохи Возрождения перед античными идеалами и семантика слова приобрела новое звучание. В 1492 г. при описи собраний произведений искусства флорентийского мецената Лоренцо Медичи словом “музей” была названа эта коллекция. Спустя время под этим словом стали подразумевать не только коллекцию, но и помещение, в котором она располагалась. Именно с этого времени начинается история музея как социокультурного института.
Так с самых древних времен появился импульс тому, что во всей последующей истории человечества будет называться вначале ритуальным и религиозным собранием, затем коллекционированием, и, наконец, музеем.
Таким образом, возникновение музея как феномена культуры изначально связано с оформлением двух элементов – пространства и предмета. Пространства, как особой среды вне времени, соединяющей материальное и духовное, священное и мирское; предмета – как символа сакральности, воплощения культурных представлений человечества о Красоте, Гармонии и Идеале.
14 См.: Малов В.И. Музеи. М.: Славия, 2001. - С. 98.
Другие статьи:
Естественные знаки
Естественные знаки - понимаются вещи и явления природы.
Конечно, не все из них выступают как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве ...
Деятельность Хартмута Эсслингера
Среди дизайнеров, ярко проявивших себя в 1980-90 гг., можно назвать и Хартмута Эсслингера, лидера прославленной западно-германской группы «Фрогдизайн». Её знак – зелёная лягушка – стал гарантией дизайна самого высокого класса. К проектиро ...
Исторические стили. Ар Деко
Ар Деко можно назвать не только течением, а, скорее тенденцией в дизайне. Сейчас стиль Ар деко стал достаточно популярным, в частности в восточноевропейских реалиях, где множество людей получили доступ к естественному облагораживанию свое ...