Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшік» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - «бас тон», синим сукном - «кок тон», парчой - «барша тон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - «жарғақ, тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «қылқа жарғақ».
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - «кебенек» и халат из тонкого белого войлока - «қаттау». К старинным видам одежды относится также «шекпен» - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - «көйлек» и безрукавки - «женсіз қамзол». Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - «қалпақ» из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпақ». Весной и осенью казахи носили шапки - «бөрік», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».
Борис девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом - «алтын бөрік» украшенные кораллами - «қалмаржан бөрік». Летние легкие шапочки из бархата или парчи - «тақия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - «сәукеле» - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - «кимешек».
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - «6ip тақа», а также ичиги - «мәсі> из козлиной юфти и галоши - «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили «саптама етік», бедняки -«шокай» и «шарке».
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - «кебіс». Богатые женщины носили орнаментированные сапоги «кестелі етік», туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кек сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - «белдис». Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «Kice». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - «күр».
Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «білезік» покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой Юнцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись и подвески «шолпы».
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам - «ілгек», фигурные бляхи к сәукеле - «шылтыр», массивные шаровидные пуговицы - «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».
При изготовлении женских украшений применялась различная техника - литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань чернение, зернь, эмаль.
Другие статьи:
«Пристань на севере» Константина Коровина
Хотелось бы поподробнее остановиться на одной из картин, написанных под впечатлением от северного путешествия. Это «Пристань на севере», которую художник завершил уже по возвращении из поездки (1895 г.). Работа хранится в Тюменском област ...
Создание и деятельность Иксид
28 июля 1957 г. была основано Международное объединение нац-х организаций промышленного дизайна Иксид. Первый конгресс состоялся в Стокгольме в 1959г., после чего стали проводится регулярно раз в два года в разных странах. С 1985 г. штаб ...
Искусство в Индии
В первые века новой эры буддизм и индуизм в Индии развивались параллельно, причем их философский спор был главной движущей силой. Буддизм оказал серьезное влияние на индуизм, особенно в его теоретической части. Индуистская школа ньяя офор ...