Прочно входила в быт в XVI-XVII вв. игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте как расскажет об этом домбра».
Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы импровизаторы. Понятия «ақын», «жырау», «жыршы», «өлеңші» - во многом различны. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняют песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества.
Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XVІ-XIІІV в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
Письменная литература. Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XVІ-XIІІV вв. среди казахов были распространены такие книги, как «Қысас ал-анабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги» и Др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в 'I-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, °священо истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма «Жахан-Наме». Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - «Жами ат-тауарих». Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XVI вв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние.
В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингис-наме». Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.
Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XVІ-XIІІV вв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.
Другие статьи:
Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры
Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.
Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребно ...
Финский дизайн 1970-х годов
В 1970-е гг. лидирующие положения в сфере дизайна кроме Италии начинает занимать и Финляндия. В это время во всём мире стали известны такие имена как Тимо Сарпанева, Иммари Тапиоваара , Тапио Вирккала.
Характерной особенностью финского д ...
Многообразие религиозно-философских учений
В Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна ф ...