«Повесть временных лет» - это одно из произведений человеческого гения, которому судьба предназначила неувядаемый интерес на протяжении веков. Книгу читали с волнением и интересом и тогда, когда она только что вышла из рук автора, равнодушно ее не читают и сейчас.
Для читателя 11-12 веков это было живое слово о Родине, о ее прошлом и настоящем, о великих трудах предшествующих поколений, завершенных образованием могущественного государства. В наше время это источник для познания прошлого Руси - источник в своем роде единственный, дающий, хотя и неполное, но стройное, правдивое и последовательное изображение хода древнего периода истории Русской земли.
Живой интерес русского человека – еще в самые отдаленные времена – к своему историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного облика образованного русского человека, во все эпохи стремящегося познавать настоящее путем сопоставления его с прошлым. Ни в какой другой литературе летописание не занимало такого большого места и не играло такой большой роли, как в русской. Ни прочие славянские литературы, ни литературы европейского Запада не создали ничего равноценного нашей летописи.
Поскольку история Киевского государства - это очень крупная часть всемирной истории, постольку и книга, написанная автором- киевлянином, посвященная своему государству, не могла и не может не представлять интереса.
Гордость за свое прошлое, опасение за будущее и призыв к защите целостности Родины - это идейный стержень «Повести временных лет» свидетельствует о политической зрелости, как ее авторов, так и тех, для кого она была писана.
Благодаря такому разнообразию включенного в нее материала киевская летопись представляет собой одну из самых богатых летописей древней Руси - богатую и как исторический источник, и как литературное произведение, и как памятник литературного русского языка.
Великорус, украинец, белорус, обращаясь к своему прошлому, непременно кладет перед собой «Повесть временных лет» и находит там самого себя. В докиевском и Киевском государстве он ясно видит корни, откуда пошел его народ с благородными свойствами: умом, самоотверженностью, широким размахом культуры. Только такой народ мог освоить неизмеримые пространства на двух материках и в постоянных встречах с народами нерусскими находить общий дружественный язык.
Светильник, зажженный в 11 веке в честь Русской земли, освещал ее дальнейший путь. Не угас он и сейчас.
Другие статьи:
Истоки испанского искусства
Корни испанского барокко уходят глубоко в эпоху реконкисты — национально-освободительной борьбы испанцев с арабами, с VIII века начавшими завоевание Пиренейского полуострова. Длившаяся восемьсот лет реконкиста определила исключительное св ...
Дворцы Петербурга
Известно, что Летний дворец Петра I — это самый ранний и самый скромный из петербургских дворцов. На левом берегу Невы в том месте, где из нее вытекает река Фонтанка, первую царскую резиденцию — деревянное здание «голландского» фасада — в ...
Антропоморфные статуи Новой Гвинеи
Подобно австралийскому, искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, очень многообразно, и каждой художественно-этнографической области острова свойственны особые характерные черты, свой специфический стиль и техника ...