Важным памятником истории и культуры болгар, в том числе культуры духовной, являются граффити – рисунки, процарапанные на известняке или кирпиче средневековыми художниками. Их находят на стенах крепостей и домов, языческих храмов и христианских церквей. Особенно интересны граффити эпохи Первого Болгарского царства (конец VII-XI в.), найденные в древних столицах – Плиске и Преславе. Подобные граффити рисунки обнаружены во многих регионах России, в Монголии, Казахстане и Центральной Азии.
Поражает тематическое разнообразие граффити: тут и изображения людей и животных, и различные знаки. Бытовые сценки дают представление о техническом уровне той эпохи. Обилие сцен охоты – свидетельство ее огромной роли в древности. Сцены сражений знакомят с оружием той эпохи и даже позволяют судить о тактике войск. Неоднократно предпринимались попытки классифицировать граффити, например, на основе различий между реалистическим и символическим началом. Однако это мало что дает, так как оба начала обычно тесно переплетаются друг с другом. Во многих граффити заметно их языческое происхождение, что свидетельствует о древнейших культовых традициях дохристианской эпохи.
Часто в центре композиции изображается солнце. Характерные фигуры всадников, по-видимому, изображают предков племени, связанных с живыми посредством культа предков. После принятия христианства фоном многих рисунков становятся христианские символы, например, крест, а прежнее обилие и разнообразие тем уступает место каноническим христианским образам. Замечательные образцы болгарских граффити представлены в археологических музеях Софии, Несебра и Плиски.
Другие статьи:
«Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
Как мне кажется, гастрольной деятельности театра в данный период времени стоит уделить особое внимание, так как до появления своего здания в 1967 году гастроли и были главной составляющей жизни труппы. В 1946 году появилась хотя бы база д ...
Ансамбль Афинского акрополя
Достичь индивидуальности каждого здания греческим зодчим помогала ордерная система. Греческие зодчие разных стран, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между ними создавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему ...
Первый период творческих достижений в области живописи
Начиная со второй половины 1620-х годов Рибера, насколько можно судить по его сохранившимся произведениям, все более обращается к живописи. Известность его растет. Уже в 1626 году он был избран членом римской Академии св. Луки, о чем свид ...