Древнегреческий герой Орфей принадлежит фракийской культуре. Волшебная сила его песен и игры на арфе привлекала диких зверей и даже укрощала буйство стихий. По-видимому, чарующее воздействие этих дивных звуков передалось и болгарской фольклорной музыке. По крайней мере, американский космический зонд "Вояджер" в качестве дара Земли неземным цивилизациям унес в глубины космоса диск с записью народных мелодий жителей Родоп.
В последние несколько десятилетий в стране были собраны и записаны мелодии и тексты множества песен былых веков. В некоторых деревнях нашлись люди, знавшие наизусть и певшие более 1000 песен! Эта музыка, исполняемая исключительно непрофессионалами, легла в основу особого музыкального жанра. Так женский хор Мистерия болгарских голосов исполняет традиционные болгарские мелодии. Характерная особенность болгарского пения, звучащая для европейского слуха несколько странно и таинственно, - использование горловых и носовых звуков.
Излюбленные национальные инструменты – гайда, болгарская волынка, каваль – солирующая свирель; гадулка – струнный инструмент с грушевидной декой, и гусла – однострунный щипковый инструмент.
Нечто символическое есть в том, что спустя тысячелетия родина мифического Орфея снова привлекает к себе внимание мира, который заговорил о "болгарском музыкальном чуде". Борис Христов стал эталоном голосового и артистического присутствия на мировых оперных сценах, а имена великолепных певцов Николая Гяурова, Николы Гюзелева, Райны Кабаиванской, Гены Димитровой, Александры Милчевой неизменно присутствуют на их афишах. Прошедшие с триумфом гастроли Софийской оперы запомнились надолго. Болгарские хоровые коллективы завоевывают самые авторитетные награды на международных фестивалях. Искусство болгарских исполнителей М. Минчева, М. Левиева, А. Вайсенберга, выступающих на авторитетнейших сценах мира, получает восторженные аплодисменты.
Свещарская гробница. Граффити, найденные на территории Болгарии.
Гусла Каваль
Другие статьи:
Зимняя ветка
Робота над танцем «Зимняя ветка» («Winter-branch», музыка Ля Монте Йанг, сценография Роберта Раушенберга, 1960), Каннингхэм хотел изучить «все возможные способы падения на пол». Художнику он пояснил, что освищенние должно быть скорее ночн ...
Культура и общество
К-ра возникла вместе с возн-ем общ-ва. К-ра и общ-во – это формы небиол. организации, совместн. жизнедеят-ти людей. М/у ними сущ. и разл-я: если интерпретир-ть общ-во ч/з деят-ть, т.е. рассм-ть как коллект. субьект деят-ти, то к-ра выступ ...
Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями — XIV, XV, XVI вв. (по-итальянски Треченто, Кватроченто, Чинквеченто) и хронологическими рубежами внутри них. Этап раннего гуманизма завершился ...