Одежда всегда играла в жизни человека огромную роль, ведь она выполняла в обществе особые функции – выражая климатические, национальные и эстетические особенности местности. Если для первобытного человека главным было сохранение тепла своего тела с помощью подручных материалов, то последующие общества сосредоточились на сочетании практичности одежды и ее красоты. В своей работе я рассматриваю вопросы, связанные с формированием и развитием античного костюма, с влиянием одежды греков и римлян на их повседневную жизнь.
Источники воссоздания исторического костюма – это наиболее сложный вопрос. Сейчас мы можем видеть образцы античной одежды только в дошедшей до нашего времени скульптуре, где наиболее полно можно ощутить («потрогать») форму различных предметов одежды, воспроизведенную в камне; и вазовой живописи, где цель изображения не в достоверности, а в красоте костюма.
Каждая эпоха создает свой идеал человека, свои нормы красоты. Под влиянием представлений о прекрасном, и в теснейшей связи с жизненными условиями складывался костюм Древней Греции и Рима. В основе греческой одежды лежала гармония духа и тела. «Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый ум и высокая нравственность должны были сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом – лучшим украшением человека». После работы над данной темой я сделала вывод, что главным принципом античного костюма – являлась свобода, непринужденность, идеальная простота линий и изящество.
Греки создали уникальный костюм, состоящий из отдельных прямоугольных кусков ткани, которые не нуждались в выкройке и сшивании. В основе античного костюма лежит принцип драпировки ткани и свободно струящиеся складки. «Национальное своеобразие сказывалось не столько в покрое, сколько в отдельных видах одежды, в обычаях ее ношения. Социальные различия в костюме определялись еще и качеством ткани, количеством одновременно надеваемых одежд, степенью задрапированности, причем пластика драпировки и осанка фигуры ценились выше всего остального». Руководствуясь 5 принципами: организованностью, пропорциональностью, закономерностью, симметричностью и целесообразностью, греки создали очень простой по покрою, совершенный тип драпированного костюма из отдельных прямоугольных кусков мягкой ткани. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения в древнегреческой школе, ведь по манере ее ношения судили о самом человеке и о его вкусе.
Греческий классический костюм состоял из нижнего одеяния хитона и верхнего - гиматия. Хитон - это прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани проходит вдоль левого бока туловища, зашитый соответственно с правой стороны. Костюм дополнялся прорезью для головы и поясом. Хитон скалывали, закрепляя на плечах одной или двумя пряжками-аграфами. Обычно он доходил длиной до колен, но пожилые люди, государственные деятели, аристократы, жрецы и актеры носили хитоны подлиннее, а молодые простые граждане и воины покороче. Короткий хитон был одеждой и спартанцев, которую они надевали под доспехи. Хитон внизу обязательно подшивался, если же на улице встречался человек в неподшитом хитоне, это означало траур или рабство. Считалось неприличным мужчине в хитоне появиться на улице, в театре, в нем нельзя было принимать гостей.
Верхних одежд было несколько: гиматий и хламида. Гиматий – это драпированный шерстяной плащ, он представлял собой прямоугольный кусок ткани большого размера до 4 м, который укладывался на теле различными способами и нередко носился без нижней одежды. Гиматий обвивал фигуру с головой, покрывая спину и левое плечо, словно накидка. Главным для такого вида одежды оставалось правило – складки должны красиво лежать одна возле другой. Длина гиматия могла быть разной – до коленей, до щиколотки или спадать до пола. Гиматий часто носили переброшенным на одно плечо, а чтобы ткань не соскальзывала, к концам прикрепляли кисточки со свинцовыми шариками. Гиматий, задрапированный более сложным образом, так что под плащом были спрятаны обе руки, назывался ораторским, такое одеяние обычно носили люди умственного труда. Обычно гиматий не украшался, но классический орнамент на ткани гиматия считался привилегией судей.
Другие статьи:
География
Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокита ...
Скульптура
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, ...
«Покорение Сибири Ермаком»
Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 1892 году - на Дон собрать казацкие типы, в 1893 году - па самый север Сибири рисовать остяков, в 1894 - ...