В конце XIII в. в связи со Столетней войной Лимож был сильно разорен, производство эмалей прекратилось. Новый расцвет производства, на этот раз расписных эмалей, начался в Лиможе лишь в XV в.
Среди изделий из лиможской эмали XII-XIV вв. можно отметить:
Ларец-реликварий, который служил вместилищем для частицы мощей св. Валерии - покровительницы Аквитании, обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена в эпизодах история ее мученической смерти, на обороте - полуфигуры апостолов и сцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутые силуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо и тюрбан палача), тонкий гравированный орнамент "вермикуле" говорят о незаурядном таланте мастера.
Доска от книжного переплета с изображением сцены Распятия. Доска от переплета является типичным примером продукции лиможских мастерских. Подобные доски служили верхними крышками переплетов, а на нижних помещалась композиция "Христос во славе" в окружении символов евангелистов. Особенностями данного памятника являются накладные головы фигур, отличающиеся от типовых "классицизирующих" голов (возможно, они были добавлены позднее) и необычный предмет в руках Мадонны - вероятно, сосуд для священных масел, более характерный для иконографии Марии Магдалины.
Также интерес представляет распятие - пластинка с накладной рельефной фигурой христа являлась частью креста-распятия. На его боковых концах помещались фигуры предстоящих Марии и Иоанна. Иконография Христа - в короне, с открытыми глазами, спокойно стоящего, а не висящего на кресте - несколько архаична, но вполне типична для лиможских мастерских, которые в это время переходят к массовому производству. Не прислушиваясь к веяниям нового готического стиля, они копируют свои старые образцы, в которых сохраняется романская стилистика.
Пластинка от переплета с изображением сцены Распятия. Пластинка служила центральной частью доски от книжного переплета. Композиция сцены Распятия, с гравированными фигурами предстоящих и ангелов, рельефной фигурой Христа и встающим из гроба Адамом - типичны для периода расцвета лиможских мастерских. Небольшая иконографическая неточность - Мария изображена босой, как и апостол Иоанн, - очевидно, свидетельствует о том, что эта вещь была создана не в монастыре, а в городской светской мастерской, где такой детали уже могли не придать значения.
Другие статьи:
Культура этрусков
Один из истоков древнеримской культуры нужно искать в культуре этрусков. В VII в. до н.э. этрусское государство, располагавшееся на северо-западе Апеннинского полуострова и представлявшее собой союз городов, подчинило себе племена латинян ...
Экзистенциалистская концепция культуры
Экзистенциализм – философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм возник как реакция на кризис гумманизма, как выраз со ...
Паспорт сценически обработанного танца "Танец с пиалами"
Танец поставлен на основе движений бытовавших у юртовских татар Астраханской области в конце XIX в. начале XX в. Танец состоит из 4-х наигрышей: урам кий, кияусый, ак шатыр, чуранге.
Музыкальное сопровождение: саратовская гармошка, кабал ...