Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX века и некогда украшали Галерею драгоценностей Зимнего дворца. Однако основу собрания составили произведения, приобретенные императором Александром III у коллекционера А.П. Базилевского в Париже в 1884 г. После 1917 г. в Эрмитаж поступили памятники из национализированных частных коллекций и расформированных музеев.
Эрмитажное собрание, может быть поставлено в ряд с лучшими мировыми коллекциями лиможских эмалей за пределами Франции. В нем представлены произведения большинства мастеров и мастерских Лиможа с конца XV до конца XVII столетия
Основу эрмитажного собрания составляют произведения, поступившие из знаменитой парижской коллекции А.П.Базилевского. Много ценных эмалей вошло в состав эрмитажного собрания из Музея бывшего Училища барона Штиглица, из национализированных коллекций графов Шуваловых, Строгановых и других.
В Эрмитаже находится самая крупная коллекция лиможских эмалей, несколько экземпляров хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Периодически проводятся выставки. Так в 2003 году на выставке не были показаны экземпляры Эрмитажа, поскольку экспозицию составили произведения, привезенные из Муниципального музея Лиможа - в отличие от эрмитажного собрания "классики Лиможа" (XIV-XVI вв.) образцы лиможских эмалей первой половины XX века и современные работы - всего более 60 произведений.
В 2004 году выставка отправилась "на историческую родину" в Лимож, где, в свою очередь, были продемонстрированы 100 предметов из эрмитажного собрания лиможских эмалей Средневековья и эпохи Возрождения.
В период 23 июня 2009 г. - 23 мая 2010 г. в Эрмитаже проходила выставка «Лазурь и золото Лиможа: Эмали XII - XIV веков»
Куратор выставки была Е. Н. Некрасова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке был подготовлен научный, иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2009), автор каталога - Е. Н. Некрасова.
Выставка в Синей спальне Зимнего дворца (Зал N 307) была посвящена лиможским выемчатым эмалям. Основная часть экспонатов (их на выставке было более 70) относится к концу XII - началу XIII века, "золотому веку" лиможских мастерских. Одни из них уже знакомы зрителю по постоянным экспозициям в Романовской галерее и Галерее драгоценностей, другие хранятся в фондах Эрмитажа. Экспозиция дала возможность показать их вместе, проследив все этапы развития лиможского производства.
Церковная утварь составляла основную часть экспонатов выставки. Это литургические сосуды - пиксиды, или сибориумы, в которых хранились гостии (облатки для причастия), книжные переплеты, процессионные кресты, подсвечники, епископские посохи. Один из наиболее интересных типов лиможской продукции - ларцы-реликварии для мощей святых.
В приложении к курсовой работе представлены иллюстрации миниатюр, которые были выставлены в Эрмитаже. Один из экспонатов - Ларец-реликварий XII-XIII века из коллекции Эрмитажа. Это один из наиболее интересных типов лиможской продукции - ларцы-реликварии для мощей святых. Ранние памятники (вторая половина XII века) отличались гравировкой по золотому фону.
Помимо памятников XII - XIV веков на экспозиции были представлены и несколько изделий XIX века - стилизации и подделки, отражающие возрождение интереса к этой технике в эпоху историзма.
Лимож — один из тех маленьких провинциальных городов, которые приобрели мировую известность благодаря изделиям местного производства. Как Дельфт стал знаменит своим бело-голубым фаянсом, бельгийский Динант стал именем нарицательным для изделий из литой бронзы (dinanderie), так Лимож прославился в средневековой Европе своими эмалями на меди. Изделия лиможских мастеров разошлись от Исландии до Палестины.
В XII — XIV веках весь христианский мир знал Opus Lemovicense («лиможскую работу»), как тогда называли лиможские эмали. Но город Лимож был известен в то время не только эмалями. В XI — XII веках это крупнейший центр религиозной жизни Франции. Через него проходил и назывался лиможским один из четырех путей паломничества ко гробу святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, а в аббатстве Сен-Марциал находились мощи святого Марциала — крестителя Аквитании, который почитался здесь как тринадцатый апостол. В городе и его окрестностях было около тысячи церквей, и в каждой хранились свои драгоценные святыни. Считают, что возникший здесь спрос на церковную утварь и сыграл определяющую роль в развитии эмальерного производства. Со второй половины XII и до начала XIV века лиможские мастерские становятся основным ее производителем в Европе.
Другие статьи:
Проблемы культуры в рамках ''философии жизни''
В философии Вожрождения и Нового времени сформ-сь классич-я конц-я культуры, основ-я на принципах гум-зма, рац-зма и историзма. И в ее рамках сформ-ся идеал чел-ка как разумная крит-ки мыслящая, независ. творч. личность. Культ. прогресс м ...
Искусство в Индии
В первые века новой эры буддизм и индуизм в Индии развивались параллельно, причем их философский спор был главной движущей силой. Буддизм оказал серьезное влияние на индуизм, особенно в его теоретической части. Индуистская школа ньяя офор ...
Рафаэль
С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллек ...