Как известно, признаками для определения археологической культуры являются особенности погребального обряда, керамики, поселений и жилищ.
Однако в нашем случае основными источниками выделения культуры являются обряд и керамика.
Характеристика Басандайской культуры дана Людмилой Михайловной Плетнёвой в монографии «Томское Приобье в начале II тыс. н. э. по археологическим источникам»., в Новосибирском Приобье описана Сергеем Георгиевичем Росляковым.
Необходимо отметить, что обрядовым действиям, связанным с похоронами конкретного умершего или группы умерших, предшествует решение практического вопроса – выбор места для захоронения., создание некрополя. Для создания некрополя «Санаторный–1» выбран участок местности в устье ручья, впадающего в р. Обь. Площадка могильника слегка возвышается над уровнем окружающей местности. Локализовать самые ранние погребения на могильнике не представляется возможным из-за достаточно однородного распространения одновременного инвентаря в разных курганах. Место захоронения внутри существующего могильника, его принадлежность к конкретному курганному комплексу, по нашему мнению, определялось родственными отношениями погребенных людей. Под одной насыпью размещались могилы родственников всех возрастов и обоих полов. Так необходимо отметить, что размещение детей в курганах чаще всего связано с определенными погребениями взрослых или тяготеет к конкретному участку погребальной площадки. В одном из курганов семь погребений детей размещены вокруг захоронения пожилой женщины, в другом кургане детские погребения расположены в один ряд по обе стороны от погребения женщины, в нескольких курганах детские погребения расположены между двух крайних погребений взрослых. Парные захоронения представлены только погребениями женщин с младенцами и захоронением пары детей. В одном случае погребение ребенка оборудовано в заполнении могильной ямы женщины.
Действия, связанные с подготовкой к погребению покойного, на основе археологических данных практически не поддаются реконструкции. По материалам могильника Санаторный–1 можно констатировать обряжение умершего в одежду, размещение на теле украшений и снаряжения, придание погребаемому определенной позы. Тело клали, вытянув на спине. Голова опиралась на затылок, ноги вытягивались параллельно друг другу или сдвигались друг с другом, руки вытягивались и приводились к телу.
В случае захоронения умершего в существующий комплекс погребений, его располагали в один ряд параллельно с имеющимися погребениями. Исключение составляют редкие погребения взрослых в стороне от основного ряда, на периферии кургана и детские погребения. Захоронения вне общей цепочки погребений часто не параллельны основным.
Захоронение совершалось чаще в могильной яме, реже на горизонте. Возможно, некоторые погребения произведены на поверхности или в толще насыпи. Сооружение ямы производилось в почве, либо глубже в материковом суглинке. Конструкция ямы простая. В редких случаях у одной или у обеих продольных стенок, по всему периметру делали узкую ступеньку для сооружения перекрытия. Имеется одна яма с подбоем. Яму и иные погребальные конструкции ориентировали преимущественно по линии ЮЗ – СВ., с отклонениями к северу или востоку. Реже использовали направления Ю – С и ЮВ – СЗ. Параметры длины и ширины ямы определялись размерами тела, однако длина ям часто превосходит длину покойника. Глубина ям до 1 м. Наибольшие размеры, как в плане, так и по глубине имеют погребения человека в сопровождении коня. На глубину ямы мог влиять сезонный фактор, мерзлость грунта. От этого могла зависеть и локализация погребения по отношению к земной поверхности. Захоронения на почве и на насыпи могут быть обусловлены зимним периодом погребения.
Перед размещением умершего на месте погребения его могли уложить в дополнительное вместилище. На могильнике Санаторный–1 представлены разные типы мобильных дублирующих объемов: берестяные и деревянные. Возможно, что использовались вместилища из других органических материалов, например ткани или войлока. Простейшей замыкающей конструкцией часто выступала одежда погребенного. Более сложной системой являлось оборачивание трупа в лист бересты. Оборачивание четко фиксируется в детских погребениях. Ребенок укладывался на прямоугольное берестяное полотно. Сначала углом подворачивался нижний левый край, затем правый. Пеленались ноги, живот и грудь. В ногах лист не подворачивался. Более совершенной берестяной конструкцией являлся гроб. Берестяные погребальные гробы зафиксированы в детских и взрослых погребениях. Гробы изготавливались путем складывания (сгибания в углах) прямоугольного полотна бересты или сшивания отдельных деталей. Полотна бересты часто набирались и сшивались из нескольких листов. Кроме того, для прочности полотна формировались из нескольких слоев. В результате складывания листа получался прямоугольный объем в виде короба. К верхнему краю короба между стенкой и углом дополнительно пришивали берестяную ленту. Еще одна такая же лента нашивалась снаружи. Так же по краю пришивали деревянный кант в виде пруда. Подобная технология изготовления берестяных вместилищ различного назначения (чуманы – сосуды для жидкости, колыбели) широко известна у народов Западной Сибири: алтайцев, сибирских татар, хантов, кетов. По мнению С.Г. Рослякова и С.А Пилипенко, детский вариант погребального короба может являться колыбелью умершего младенца. Деревянные конструкции представлены колодами. Колоды изготавливались из ствола дерева. Длина колод 2,03 – 2,3 м, ширина в области ног погребенного 0,3 м, в области головы - 0,39 – 0,42 м. Высота колоды 0,15 – 0,22 м. Торцы колоды в плане вырублены в форме прямоугольника со слегка закругленными углами или овала. Выемка вырублена в форме четырехугольника. Боковые стенки снаружи прямые или слегка выпуклые. С внутренней стороны стенки вогнуты, их верхний край слегка нависает над выемкой. Дно колоды с внешней стороны по бокам корытообразное, снизу и изнутри ровное. В целом колоды сделаны по одному стандарту. Они значительно длиннее костяка погребенного и очень узкие. В верхнем уровне ширина выемки уже ширины тела покойного, у дна – в ширину тела. Кроме разного вида переносных конструкций при захоронении умерших на могильнике Санаторный–1 использовались дополнительные стационарные конструкции, которые сооружались непосредственно в могильной яме. К ним относятся деревянные обкладки боковых или торцовых стен. Так в торцах могильной ямы погребения 2 кургана 16 в дно вертикально вкопаны широкие плахи. В погребении одного из курганов доски были установлены вдоль продольных стен. В ряде случаев при подготовке погребальной конструкции использованы дополнительные подстилающие поверхности. В качестве подстилающих поверхностей в могилах на поверхности земли или в яме использовалась подсыпка из материкового суглинка, поперечные деревянные, иногда обожженные плашки, деревянный настил из продольных плах, берестяные листы. Береста клалась в один или несколько слоев. Иногда между слоями бересты насыпался слой суглинка. Береста могла настилаться на дно колоды, берестяного короба, на деревянные плашки.
Другие статьи:
Основные результаты исследования
Рубеж тысячелетия совпал с переходом человечества к третьей стадии развития (после аграрной и индустриальной), которую обычно обозначают как информационное общество. Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство спец ...
Украинская портретная живопись 18 века
Реалистические тенденции были характерны для портретной живописи, который отмечался наличием разных стилей. Именно стилевые отличия портретной живописи стали ее специфической особенностью. Среди мастеров живописи стоит отметить Иову Кондз ...
Коллекционирование в эпоху Эллинизма
Эллинизм сыграл в истории Европы особую роль в формировании “музейного отношения” культуры к самой себе. В это историческое время в общественном и индивидуальном сознании впервые складывается чувство исторического прошлого, наследниками к ...