В XVIII — начале XIX века наиболее интенсивное развитие декоративных тенденций в медали определилось в стиле барокко. Пышные формы, сочная лепка с чередованием света и тени создают богатую пластическую поверхность.
В эпоху классицизма декоративные устремления уступили место строгой сдержанности, хотя символическое изображение различных предметов носит подчас условный характер.
Медаль тесно связана с историей и материальной культурой своего народа. В той или иной степени она всегда сохраняет известные национальные традиции.
Рис.2. Медаль «Граф П.К. Витгенштейн»
В Европе чугунное художественное литье, в том числе и литье нумизматических материалов, получило особенно широкое развитие в самом начале XIX в. Интересная и известная немецкая плакетка «Новогодняя открытка» была отлита в 1806 г. (модельер Л. Байерхаус) в Королевской чугунолитейной мастерской в Берлине. Памятными медалями из чугуна прославилась Россия.
Их прекрасно изготавливали на Кусинском заводе. Они отличаются мягкостью рисунка, одухотворенностью изображаемых лиц. Некоторые медали, например, медаль «Граф П. К. Витгенштейн» (рис. 55) и «Академик Крылов» (рис. 56) хранятся в Государственном Историческом музее, музее завода и частных коллекциях. Чугун применен литейщиками не из-за дефицита бронзы, а потому, что его цвет оказался весьма удачным для этих художественных миниатюр. Он придал портретным медалям торжественность и выразительность.
Рис.3. Медаль «Академик Крылов»
Медаль, как официальный памятник, зависит от правящих кругов в значительно большей степени, чем другие виды изобразительного искусства. Короли, императоры, папы и кардиналы старались в медали увековечить свои деяния.
Несомненно, медаль как национальный памятник ярче проявила себя в персоналиях и в медалях с исторической тематикой. Серия медальонов Ф. Толстого, посвященная событиям войны 1812 года, впервые в русском медальерном искусстве подняла медаль до уровня подлинного произведения искусства.
Оживление европейского медальерного искусства начинается в 50-х годах XX века. По глубине содержания и осмыслению исторических событий, по изобразительной форме медаль становится подлинно национальным художественным памятником. Воспитательное и эстетическое значение медали необычайно возрастает в последние два десятилетия XX века: медаль обращается снова к передаче и широкому охвату событий.
Другие статьи:
Основы мировоззрения Византии и ее роль в развитии культуры
Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие п ...
Виды композиции
В соответствии с поставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К ним относятся:
• плоскостная - композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок тка ...
Основные функции культового искусства
Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей, но и его «потребителей» – участников культового д ...