Медальоны, медали и плакетки, их назначение и характерные особенности
Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствами малой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки и культуры. Медаль изготавливают из прочного металла, она почти не подвергается разрушению временем: жизнь ей обеспечена на века.
Медаль по своим средствам выражения является скульптурным памятником. Однако, в отличие от скульптуры, медаль не требует больших затрат на свое воплощение и может живо откликнуться на любое событие, отразить и отметить его. Отсюда актуальность медали, ее особая историческая документальность. Медаль позволяет запечатлеть на века значительные события эпохи, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства.
Слово «медаль» происходит от латинского слова metallum. Так с давних пор называли металлический знак, изготовленный в честь или в память важного события или выдающейся личности. Первоначально этот знак выполнял роль награды.
Некоторые авторы отождествляют понятия «медаль» и «медальон». В действительности, между ними имеются различия, хотя и небольшие. Литые медальоны используются как украшения в виде брошей, амулетов, кулонов и пр. Медальонами также называли особенно красивые греческие и римские монеты, также служившие украшениями. В некоторых случаях медальонами в настоящее время называют особо крупные медали, например, на памятниках. Литые плакетки или, как их называют в некоторых литературных источниках, плакеты, представляют собой плоские четырехугольные или многоугольные художественные отливки с мелким рельефным изображением па лицевой стороне. Как правило, обратная сторона без изображений. Некоторые плакетки и овалы, как медали и медальоны, иногда служили, наряду с монетами-амулетами, оберегами, защищающими от опасностей, болезней и других бед.
Расцвет техники медальерного искусства относится ко времени императорского Рима. Прообразом современной медали могут служить золотые, серебряные и бронзовые греческие и римские монеты, изготовленные способом чеканки.
Рис. 1. Бронзовые медали эпохи Ренессанса: а, б — работа Пизанелло (1395-1455 гг.); в — аверс и реверс медали работы Б. Челлини (1500-1571 гг.)
погрудный рельефный портрет скульптура
Возникновение медальерного искусства в современном понимании падает на конец XIV — начало XV века и неразрывно связано со становлением культуры Возрождения. Памятные медали эпохи Возрождения (возникли в 14—16 вв.— Пизанелло, Маттео де Пасти, Бенвенуто Челлини в Италии, Жермен Пилон во Франции) отличались яркой индивидуальностью портретных характеристик (на лицевых сторонах) и пластическим совершенством аллегорических фигур (на оборотных сторонах). Введение твердых стальных штемпелей помогло медальерам барокко (Жан Варен, Гийом Дюпре во Франции) и классицизма (П. П. Уткин, Ф. П. Толстой в России) достичь в героизированных композициях ювелирной тщательности и чистоты отделки деталей.
XVII век занимает особое место в истории европейского искусства. Медальерное искусство развивается почти во всех странах Европы. Укрепление абсолютистской власти в ведущих европейских государствах нашло свое отражение в медали. Серийность ее производства, прочность материала, обеспечивающая долголетнее существование, и, наконец, легкость транспортировки способствовали тому, что медаль распространилась по всему континенту. Однако, становясь официальным памятником, медаль утрачивает ту свободу и демократичность, которые были ей свойственны в эпоху Возрождения. Главным объектом изображения в XVII веке становится король (лицевая сторона медали) и его деяния: выстроенные при его правлении архитектурные ансамбли, дворцы, флотилии, а также одержанные победы (обратная сторона медали).
В XVIII веке медальерное искусство активно развивается. Портреты правителей по-прежнему занимают ведущее место, но передаче исторических событий, раскрытых в условной аллегорической форме, уже придается все большее значение. От эпохи романтизма (Пьер Жан Давид д'Анже) в М. и. 19 в. идут поиски живописности и свободы пластической светотеневой лепки. В М. и. 20 в. значительно расширяется круг выразительных средств (контррельеф, углубленный контур, чернение, эмаль), усложняются композиция, пластический язык и фактура круглых медалей и плакеток, обогащается тематика медалей, включаются философские, социальные, публицистические аспекты современностиНаряду с изображениями пап, правителей и кардиналов на медали появляются портретные изображения поэтов, гуманистов, художников, философов.
XIX век отмечен расширением тематики медалей, а также количественным ростом их выпуска. Во Франции, Германии, Польше, России работает значительно больше мастеров-медальеров, чем в предыдущем столетии.
Другие статьи:
Научная концепция музея в библиотеке как документ
Разработка научной концепции — одна из важнейших частей концептуального подхода к проектированию экспозиции музея. Нами было выявлено несколько понятий научной концепции, рассмотрим их подробнее.
Конце́пция, или конце́пт, (от л ...
«Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
Как мне кажется, гастрольной деятельности театра в данный период времени стоит уделить особое внимание, так как до появления своего здания в 1967 году гастроли и были главной составляющей жизни труппы. В 1946 году появилась хотя бы база д ...
Балетні жанри Ноймайера
Визначення жанру балетів Ноймайєра — складна теоретична проблема у паралельному розгляді балетів-симфоній та балетів-драм. Відбувається дифузія жанрів. Перші виходять за межі безсюжетного балету, бо Ноймайєр у розгорнуті композиції симфон ...