Датой рождения документального кино во всем мире считается 28 декабря 1895 года. Именно тогда братья Люмьер продемонстрировали зрителям новое до селе не известное искусство - кино. Оператор запечатлел прибытие поезда на станцию Ла Сиота.
Основная задача документального кино заключается в том, что бы показать зрителю то, что сам он увидеть не сможет. Так, например, не удалось бы обывателю воочию увидеть процедуру коронации Николая II. Камилл Серф в 1896 году сумел запечатлеть это событие и продемонстрировать аудитории. Окунуться в быт усадьбы Ясная Поляна Льва Толстого так же было нереально для зрителя до тех пор, пока Александр Дранков в 1908 году не снял сюжет о жизнедеятельности графа и его семьи. Именно с этого момента принято вести отсчет истории русского кино. Описание продажа холодильного оборудования тут.
Основоположниками документального кино во всем мире принято считать Дзигу Вертова и Роберта Флаэрти.
Роберт Флаэрти - горный инженер. В 1910 году он исследовал Канадское Заполярье. В одну из экспедиций инженер захватил с собой киноаппарат. Флаэрти сумел запечатлеть жизнь эскимосов на пленку. Однако, по неосторожности – Флаэрти обронил на пленку сигарету – весь негатив погиб. Через девять лет экспедиция повторилась. Инженер вновь взял с собой киноаппарат. Так начались съемки будущего документального фильма «Нанук».
Все эпизоды фильма теперь объединяла фигура главного героя – эскимоса, ведущего суровую борьбу за жизнь с враждебной природой. Фильм «Нанук с Севера», вышедший на экран в 1922 году, имел потрясающий зрительский успех. Кинолента приковывала внимание зрителя экзотикой севера, любовью к герою, особой философией. «Но, может быть, еще более важно и другое: здесь впервые представители малой народности были показаны не так, как их хотели бы видеть колонизаторы, а так, как они сами себя видят». [14, с. 42] Это был первый в мире опыт документальных съемок путем длительного наблюдения.
«Тема «человек в мире природы» так и осталась главной в творчестве Флаэрти. Наиболее мощно она прозвучала впоследствии в другом его шедевре – «Человеке из Арана» (1934), рассказе о жизни обитателей маленького острова, добывающих пропитание охотой на акул». [14, с. 44] Флаэрти за всю свою жизнь снял не более десяти фильмов. Триумфом стала «Луизианская история», представленная аудитории после Второй Мировой войны. Этот фильм он назвал «фантазией», а историки кино называют ностальгической элегией: «над девственной природой и над беспомощными ее обитателями нависла смертельная опасность, которая ощущается между строк, между кадрами, между эпизодами». В своих картинах Флаэрти снимал героев в обычных для них обстоятельствах, благодаря этому поведение их оставалось совершенно естественным: таков был главный принцип работы этого великого художника.
Творческое наследие российского классика документального кино Дзиги Вертова не просто известно и признано в мире. Справедливо считается, что он один из основоположников документалистики как одного из основных направлений современного кинематографического искусства.
Изучение человеческой души и психологии (он учился в петроградском Психоневрологическом институте), видимо, привело Вертова к поискам средств воздействия на массовую аудиторию: творчество Вертова было глубоко идеологичным. Вот, например, как писал он о задачах документального кино: «Видеть и слышать жизнь, подмечать ее изгибы и переломы, улавливать хруст старых костей быта под прессом Революции, следить за ростом молодого советского организма, фиксировать и организовывать отдельные характерные жизненные явления в целое, в экстракт, в вывод – вот наша ближайшая задача. Это задача колоссального и далеко не одного только экспериментального значения. Это проверка всего нашего переходного времени в целом и в то же время проверка на месте, в массах каждого отдельного декрета или постановления».
Другие статьи:
Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и
роль в обществе
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенно ...
Возрождение национальной культурной жизни на Галичине и Буковине в 19 веке
Большое внимание культурно-просветительским вопросам уделяло украинское духовенство, представители которого во главе с каноником Иваном Могильницким основали «Клеракальное общество» в 1813г. с целью перевода, издания и распространения сре ...
Происхождение и развитие инженерной культуры
Специфика деятельности инженера состоит, во-первых, в том, что это деятельность практическая. Главная ее цель — не в том, чтобы получать или давать знание, как это делают, например, ученый, учитель, журналист, а в том, чтобы знание примен ...