Датой рождения документального кино во всем мире считается 28 декабря 1895 года. Именно тогда братья Люмьер продемонстрировали зрителям новое до селе не известное искусство - кино. Оператор запечатлел прибытие поезда на станцию Ла Сиота.
Основная задача документального кино заключается в том, что бы показать зрителю то, что сам он увидеть не сможет. Так, например, не удалось бы обывателю воочию увидеть процедуру коронации Николая II. Камилл Серф в 1896 году сумел запечатлеть это событие и продемонстрировать аудитории. Окунуться в быт усадьбы Ясная Поляна Льва Толстого так же было нереально для зрителя до тех пор, пока Александр Дранков в 1908 году не снял сюжет о жизнедеятельности графа и его семьи. Именно с этого момента принято вести отсчет истории русского кино.
Основоположниками документального кино во всем мире принято считать Дзигу Вертова и Роберта Флаэрти.
Роберт Флаэрти - горный инженер. В 1910 году он исследовал Канадское Заполярье. В одну из экспедиций инженер захватил с собой киноаппарат. Флаэрти сумел запечатлеть жизнь эскимосов на пленку. Однако, по неосторожности – Флаэрти обронил на пленку сигарету – весь негатив погиб. Через девять лет экспедиция повторилась. Инженер вновь взял с собой киноаппарат. Так начались съемки будущего документального фильма «Нанук».
Все эпизоды фильма теперь объединяла фигура главного героя – эскимоса, ведущего суровую борьбу за жизнь с враждебной природой. Фильм «Нанук с Севера», вышедший на экран в 1922 году, имел потрясающий зрительский успех. Кинолента приковывала внимание зрителя экзотикой севера, любовью к герою, особой философией. «Но, может быть, еще более важно и другое: здесь впервые представители малой народности были показаны не так, как их хотели бы видеть колонизаторы, а так, как они сами себя видят». [14, с. 42] Это был первый в мире опыт документальных съемок путем длительного наблюдения.
«Тема «человек в мире природы» так и осталась главной в творчестве Флаэрти. Наиболее мощно она прозвучала впоследствии в другом его шедевре – «Человеке из Арана» (1934), рассказе о жизни обитателей маленького острова, добывающих пропитание охотой на акул». [14, с. 44] Флаэрти за всю свою жизнь снял не более десяти фильмов. Триумфом стала «Луизианская история», представленная аудитории после Второй Мировой войны. Этот фильм он назвал «фантазией», а историки кино называют ностальгической элегией: «над девственной природой и над беспомощными ее обитателями нависла смертельная опасность, которая ощущается между строк, между кадрами, между эпизодами». В своих картинах Флаэрти снимал героев в обычных для них обстоятельствах, благодаря этому поведение их оставалось совершенно естественным: таков был главный принцип работы этого великого художника.
Творческое наследие российского классика документального кино Дзиги Вертова не просто известно и признано в мире. Справедливо считается, что он один из основоположников документалистики как одного из основных направлений современного кинематографического искусства.
Изучение человеческой души и психологии (он учился в петроградском Психоневрологическом институте), видимо, привело Вертова к поискам средств воздействия на массовую аудиторию: творчество Вертова было глубоко идеологичным. Вот, например, как писал он о задачах документального кино: «Видеть и слышать жизнь, подмечать ее изгибы и переломы, улавливать хруст старых костей быта под прессом Революции, следить за ростом молодого советского организма, фиксировать и организовывать отдельные характерные жизненные явления в целое, в экстракт, в вывод – вот наша ближайшая задача. Это задача колоссального и далеко не одного только экспериментального значения. Это проверка всего нашего переходного времени в целом и в то же время проверка на месте, в массах каждого отдельного декрета или постановления».
Другие статьи:
Москва. Две столицы: духовное величие
В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном ...
Социально-экономические условия развития туризма
Алтайский край расположен почти в центре России на юго-востоке Западной Сибири, на стыке крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Его площадь 168 тыс.кв.км. Протяженность с севера на юг - 500 км, а с запада на восток - ...
Реформация и рождение протестантизма
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как уже отмечалось выше, кризис католицизма привел к возникновению в начале 16 века широкого движения Реформации, результатом которого явился ...