К теориям циклич развит относят концепцию П.А. Сорокина. Осн-й труд – ''Социодинамика культуры''. В работе ''структурная социология'' он вводит понятие социокультурное взаимодействие: 1. Личность (как субъект взаимод); 2. Общ-во (как совокуп взаимод лич-й); 3. Культура (знания, нормы, цен-и, кот владеют взимод лич-и). Сорокин отмечает, что не один из пунктов не может сущ в отсут-и 2 др. Главное в К. – цен-и. В качестве цен-й может выступ, как чувствен, так и сверхчувств начало, а также синтез того и др. В завис от этого С выдел 3 типа К.: 1. Идеоциональная; 2. Чувственная; 3. Идеалистическая. В идеоцион К. Бог, как сверхчувс начало, признаётся истинной реал-ю и высшей цен-ю. Эта К. по сути своей религиозна. К ней относят К. Брахманской Индии, буддистскую, Древнегреч, Западноевроп средневековую, культуру Др Ср-ой Руси. Главная истина – истина веры, кот постиг путём мистического опыта, Божест интуиции и откровения. Чувственная К. явл противоположн идеоциональной (К. Античной Греции и Рима ). В Европе этот тип формир в эпоху Возрожд, продолж своё сущ в XXв. В чувст К. окруж-й чел мир признаётся объективным, реальностным, он постиг с помощью органов чувств. В ней получ большое развитие естеств науки. Резко возрост число науч открыт и технич изобрет. Матер ценности ставятся определ-и. На смену личным цен-м приходят временные. Своеобразие чувственного искусства – глав темы и персонажи искусства станов реал события и представители различ соц групп. Язык – натуралистичен, лишён всякой символики. Идеалистическая К. – промеж, переходная м/у идеоц и чувст. В ней гармонично сущ философия, наука, религия и искусство. А в искусстве реалистич, символич и алигорические стили. Рассвет этой К. приход на Золотой Век Античности. Чередование этих типов К. подчин строгому закону: идеоцион смен идеалистич, а затем чувствен К. вновь продолж своё развитие в тех же типологич формах и в той же последовательности. При переходе от одного типа К. к др общ-во переживает кризис. В подобном кризисном сост пребывает соврем Западная ц. В ней проихс переход от чувст к идеоциональной. Сорокин счит, что проявление кризиса В Соврем Западной К. наиболее очевидна в сфере морали. Он наз осн-е черты кризисной морали: 1. Утилитарность; 2. Геданизм (чел ценит лишь то, что доставл развлеч, удовольствие); 3. ''денежное сумасшествие''; 4. моральный релятивизм; 5. Господство силы и принуждения в соц жизни в отнош м/у людьми. Выход из кризиса К. С. видит неизбежном переходе к идеоциональной К. В 60-х гг. Сорокин разраб теорию Конвергенции ( Суть: осн-й тенденцией соврем эпохи явл сближение 2 противоположных систем ( капиталистич и соц), в дальнейшем их слияние в некое смешанное общ-во, кот будет соед лучшие черты каждой из них.
Другие статьи:
В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз
В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к ...
Деятельность миланской дизайнерской группы «Мемфис»
В 1980 гг. стиль «Хай-тек» развивался в работах дизайнеров группы «Мемфис».
Группа была создана в 1981 г. по инициативе Э. Сотсосса. Эта группа выступила как активная художественная оппозиция функционализму в дизайне. Своё название групп ...
История возникновения «английского» парка
Пейзажный (ландшафтный) стиль садово-паркового искусства сформировался в Англии в начале 18 века, он стал отражением господствующих социально-политических и философских изысканий эпохи Просвещения. Именно в это время стала популярной идея ...