В коллекции графических изображений пейзажа алтайских художников Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств представлены работы Г.И. Гуркина. Ныне она занимает не только значительную художественную ценность, но представляет собой благодатное поле для проведение искусствоведческих оценок. Отдавая дань пейзажу, каждый из художников по-своему выделяет его место и роль в творчестве. Один из первых индустриальных пейзажей Алтая создан Г. И. Гуркиным в 1936г. Это полотно «Чемальская гидроэлектростанция». Творчество Григория Ивановича Гуркина неисчерпаемо. Оно принадлежит к выдающимся явлениям сибирского искусства. Огромный интерес оно представляет и в контексте развития искусства всей страны, ибо сочетает в себе национальное и общечеловеческое. Каждое поколение будет открывать искусства художника заново, настолько оно богато чувствами, мыслями, ассоциации ми.
Биография Г. И. Гуркина, его дореволюционное творчество, когда были созданы классические по, мироощущению и ясности полотна, изучены достаточно полно. Однако значительный интерес представляют и произведения, созданные в послереволюционные годы, трудные и сложные для художника, но удивительно плодотворные. Не его вина, что многие замыслы остались неосуществленными.
Г. И. Гуркин — ученик русской художественной школы, его творческая жизнь посвящена Алтаю. Для него, как и для многих выходцев из провинциальных областей России, путь в профессиональнее искусство начался в иконописной мастерской. Все биографы художника отмечают решающую роль а его судьбе Андрея Викторовича Анохина, убедившего друга в возможности и необходимости получать специальное образование в Петербурге.
Произведения молодого художника уже в годы учебы становятся популярными в среде знатоков и любителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академических выставкам, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществе поощрения художников. Г. И. Гуркин стал участником выставок передвижников. Так на 31-й выставке Товарищества было представлено 5 его рисунков, а к 1903г. он стал экспонентов нерпой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге. Известно, что уже в этот период произведении Г. И. Гуркин охотно приобретали коллекционеры и любителя искусств. До сих пор его живописные пейзажи и рисунки украшают интерьеры квартир не только в Сибири. Благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.
В 1903г. Григорий Иванович поселился, на левом берегу Катуни, в с, Анос. Места эти в среднем течении Катуни - красивейшие, живописные, будто специально созданы природой ну, а может быть, это мы сейчас видим его глазами уникальные картины природы.
Усадьба художника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатлены в многочисленных этюдах. В 1987г. в коллекцию музея поступило полотно, на котором усадьба художника под горой Ит-Кая, постройки, берег Катуни с аилами написаны целиком. Вид на них открывается как бы с высоты горы либо с высоты птичьего полета. Картина «С. Анос» (1909) экспонировалась на первой персональной выставке Г. И. Гуркина в Барнауле в 1911г. в Народном доме. Выставка называлась "Алтай в картинах, этюдах и рисунках».
Более 70 лет картина и два этюда «Юрта» и «Катунь», при устье Чемала бережно хранились и семье как память об Аносе, художнике, его воспевшем, и матери — Татьяне Акимовне. Все три произведения подарены музею ее дочерью Лидией Андреевной Шпрентерт. Благодаря поистине бесценному и бескорыстному дару мы глазами художника можем взглянуть ныне на те места, где прошли лучшие годы его жизни и творчества.
Другие статьи:
Становление
музейного дела в 1917 – начале 1920-х гг
Период между мировыми войнами, охватывающий четверть века, вобрал в себя множество событий мирового значения, центром которых стала Европа. Именно здесь с интервалом в два десятилетия произошли две мировые войны. Резко обнажился новый иде ...
Краткие сведения о направлениях и эпохах в живописи
Возрождение
Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множест ...
Современное мышление
В каждой области деятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемы и способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысль ученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучног ...
