Игру наряду с трудом а также учебой психологи относят к основным видам человеческой деятельности. Все мы играем, учимся и трудимся. Эти виды деятельности сопровождают нашу жизнь от рождения до смерти, но роль их в разные периоды жизни неодинакова: в детстве на первом месте — игра, затем — учеба, а потом — труд.
Игры различают:
- по их содержанию (спортивные, военные, экономические и др.);
- по их форме (настольные, подвижные, театрализованные);
- по их целям (развлекательные, познавательные, учебно-тренировочные);
- по применяемым в них средствам и приспособлениям (вербальные, механические, компьютерные);
- по числу игроков (одиночные, парные, групповые);
- по способам решения игровых задач (интеллектуальные, подвижные, подражательные или ролевые, азартные или "игры шанса" — лотерея, тотализатор и т. п., "головокружительные" — карусели, качели, аттракционы и пр.).
Культуролог и историк Й. Хейзинга, чья книга является одним из самых известных исследований игры как феномена культуры, попытался установить наиболее важные признаки, свойственные разнообразным видам игр. Рассмотрим указанные Хейзингой признаки.
1. Всякая игра есть свободная деятельность. Игра по приказу — уже не игра.
2. Игра по своей природе не утилитарна.
3. Игра связана с выходом за рамки действительного, реального в область воображаемого, "ненастоящего.
Даже малое дитя понимает, что в игре все делается "не взаправду", "понарошку".
4. Игра протекает обособленно от "обыденной", практической жизни, в замкнутом пространстве-времени. У нее четко фиксируемые границы: во времени — начало и конец, в пространстве — игровая зона (сцена, цирковая арена, стадион, экран, бильярдный стол, шахматная доска).
5. Во всякой игре есть свои законы — правила игры. Эти законы обязательны и нерушимы. Любое отклонение от них расстраивает игру.
6. Важным элементом всякой игры является напряжение.
Она всегда есть некое состязание — борьба с другими играющими, борьба с какими-либо препятствиями и трудностями, которые нужно преодолеть, и, наконец, борьба с самим собой.
7. Всякая развитая игра порождает стремление к ассоциации и объединению играющих в некое содружество. Их сближает чувство принадлежности к особому, изолированному от обыденной жизни миру игры. Это чувство сохраняет свою колдовскую силу за пределами игрового времени и пространства.
Игра старше культуры.
Она есть разновидность биологического поведения. По мнению Хейзинги, культура возникла из игрового поведения наших далеких предков. Уже у животных она выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Голодным животным не до игры — животные играют, когда у них есть избыток сил, которые можно расходовать "просто так", без пользы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное. Отсюда и начинается рост человеческой культуры. Культура возникает в форме игры, она первоначально "разыгрывается".
Другие статьи:
Танец модерн
«Танец модерн» формировался таким, каким его хотели видеть в конце 1920-х годов танцовщики, принадлежавшие к первому, часто именуемому «героическим», поколению. Эти танцовщики выступали либо с собственными сольными концертами либо возглав ...
Схема организации производственного участка
Я предлагаю ввести новую номенклатуру изделий на металлургическом заводе, оснащенном оборудованием для плазменной резки металла, процесс изготовления изделия не занимает много времени, следовательно, не требуется создание отдельного произ ...
Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов
В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм».
Термин «хай-тек» появился в 1978 г. ...