Игру наряду с трудом а также учебой психологи относят к основным видам человеческой деятельности. Все мы играем, учимся и трудимся. Эти виды деятельности сопровождают нашу жизнь от рождения до смерти, но роль их в разные периоды жизни неодинакова: в детстве на первом месте — игра, затем — учеба, а потом — труд.
Игры различают:
- по их содержанию (спортивные, военные, экономические и др.);
- по их форме (настольные, подвижные, театрализованные);
- по их целям (развлекательные, познавательные, учебно-тренировочные);
- по применяемым в них средствам и приспособлениям (вербальные, механические, компьютерные);
- по числу игроков (одиночные, парные, групповые);
- по способам решения игровых задач (интеллектуальные, подвижные, подражательные или ролевые, азартные или "игры шанса" — лотерея, тотализатор и т. п., "головокружительные" — карусели, качели, аттракционы и пр.).
Культуролог и историк Й. Хейзинга, чья книга является одним из самых известных исследований игры как феномена культуры, попытался установить наиболее важные признаки, свойственные разнообразным видам игр. Рассмотрим указанные Хейзингой признаки.
1. Всякая игра есть свободная деятельность. Игра по приказу — уже не игра.
2. Игра по своей природе не утилитарна.
3. Игра связана с выходом за рамки действительного, реального в область воображаемого, "ненастоящего.
Даже малое дитя понимает, что в игре все делается "не взаправду", "понарошку".
4. Игра протекает обособленно от "обыденной", практической жизни, в замкнутом пространстве-времени. У нее четко фиксируемые границы: во времени — начало и конец, в пространстве — игровая зона (сцена, цирковая арена, стадион, экран, бильярдный стол, шахматная доска).
5. Во всякой игре есть свои законы — правила игры. Эти законы обязательны и нерушимы. Любое отклонение от них расстраивает игру.
6. Важным элементом всякой игры является напряжение.
Она всегда есть некое состязание — борьба с другими играющими, борьба с какими-либо препятствиями и трудностями, которые нужно преодолеть, и, наконец, борьба с самим собой.
7. Всякая развитая игра порождает стремление к ассоциации и объединению играющих в некое содружество. Их сближает чувство принадлежности к особому, изолированному от обыденной жизни миру игры. Это чувство сохраняет свою колдовскую силу за пределами игрового времени и пространства.
Игра старше культуры.
Она есть разновидность биологического поведения. По мнению Хейзинги, культура возникла из игрового поведения наших далеких предков. Уже у животных она выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Голодным животным не до игры — животные играют, когда у них есть избыток сил, которые можно расходовать "просто так", без пользы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное. Отсюда и начинается рост человеческой культуры. Культура возникает в форме игры, она первоначально "разыгрывается".
Другие статьи:
Ульмская школа дизайна
Это учебное заведение было создано в 1953 г. Школа включала 4 факультета: факультет худ. конструирования промышлен. изделий, факультет строительства, факультет коммуникаций, факультет информации. Кроме того ,при Ульмской школе были создан ...
Заповедники, заказники природно-национальные парки Индии
Список национальных парков индии
Название
Оригинал названия
Штат, территория
Год основания
Площадь (км²)
1. Анши
Anshi NP
Карнатака
1987
250
2. Балпакрам
Balphakram NP
Мегхалая
1986
2 ...
Автономия и социальный контроль
Общий вывод, к которому приводят тенденции развития современной культуры, состоит в том, что «само существование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятель ...