Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее способы (приспособленные к условиям общественного бытия, соответствующие общественным потребностям). Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Можно различать в таких сценариях два слоя, или уровня:
- культурный сценарий. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и инвариантные, не зависимые от конкретных жизненных ситуаций принципы построения.
- индивидуальный сценарий деятельности. В нем основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.
Понятие "сценарий", взятое из театрального языка, удачно выражает, по крайней мере, три существенные черты культурного программирования человеческой жизнедеятельности:
Во-первых, театральный сценарий — это текст, существующий на бумаге или в уме до начала действия.
Во-вторых, сценарий, который разыгрывают в театре актеры, обычно пишется не ими.
В-третьих, сценарии в театре никогда не предусматривают всего, что должны выполнить актеры.
- Культура мышления и общения
- Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности
- Современное мышление
- Культура общения
- Виды общения
- Историческое развитие культуры труда
- Культура умственного труда
- Культура учебы
- Культура игры
- Культура досуга. Соотношение работы и досуга
- Досуг как условие развития культуры
Другие статьи:
Формирование менталитета народов индийской цивилизации
индийский цивилизация буддизм сикхизм
Буддизм – вечное знание древней Индии. Все цивилизации последних 2,5 тыс. лет испытали влияние буддизма.
2,5 тыс. лет назад, пронзенный стрелой охотника, пригвоздившей великого Царя и Учителя, 125 л ...
Необыденность театрального события
Успехи современной техники и технологии затронули сферу жизни театра очень глубоко – настолько, что само выживание театра в изменившемся мире не является чем-то само собой разумеющимся. Колоссальные успехи кино, радио, видео предлагают но ...
Методологические основы исследования
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ зрелища как особой формы деятельности в культуре. Концепция деятельности означает, что зрелище понимается не созерцательно, а активно как действие, творчество. Вместе ...