Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее способы (приспособленные к условиям общественного бытия, соответствующие общественным потребностям). Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Можно различать в таких сценариях два слоя, или уровня:
- культурный сценарий. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и инвариантные, не зависимые от конкретных жизненных ситуаций принципы построения.
- индивидуальный сценарий деятельности. В нем основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.
Понятие "сценарий", взятое из театрального языка, удачно выражает, по крайней мере, три существенные черты культурного программирования человеческой жизнедеятельности:
Во-первых, театральный сценарий — это текст, существующий на бумаге или в уме до начала действия.
Во-вторых, сценарий, который разыгрывают в театре актеры, обычно пишется не ими.
В-третьих, сценарии в театре никогда не предусматривают всего, что должны выполнить актеры.
- Культура мышления и общения
- Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности
- Современное мышление
- Культура общения
- Виды общения
- Историческое развитие культуры труда
- Культура умственного труда
- Культура учебы
- Культура игры
- Культура досуга. Соотношение работы и досуга
- Досуг как условие развития культуры
Другие статьи:
Арабский язык и письмо
Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и ...
Кино как синтетический вид искусства
Родителями кинематографа называют театр и фотографию. Но, если разобраться, то и эти виды искусства синтетичны. Кинематограф вобрал в себя абсолютно все искусства, переработал их и трансформировал. Можно даже сказать «собрал лучшее» и при ...
Заупокойный культ
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя («Рен»), душа («Ба»), вылетающая из тела в виде птицы, двойник челов ...