Как мне кажется, гастрольной деятельности театра в данный период времени стоит уделить особое внимание, так как до появления своего здания в 1967 году гастроли и были главной составляющей жизни труппы. В 1946 году появилась хотя бы база для бухгалтерии и хранения реквизита (под названием «база № 1» на Октябрьской, 9 — в здании бывшей церкви). А ведь в то время, с 4 апреля 1942 года театр был уже переименован в Областной драматический театр.
Самый первый источник, повествующий о гастрольной жизни театра — практически художественный рассказ Николая Рылова, который произвел на меня такое сильнейшее впечатление, что я приведу некоторые выдержки из него.
« .Высадились мы на небольшой железнодорожной станции со звучным названием «Славгород». Нас никто не встречал. Расспросив местных жителей, мы отправились в Дом крестьянина, который находился в центре города, в двух километрах от нас. Выйдя из вокзала, мы остановились: слишком неожиданная и волнующая картина открылась. Впереди лежала широкая прямая улица, а по бокам виднелись редкие светлые силуэты домиков, мазанок, уходивших вдаль. В тот год наш самодеятельный коллектив был послан обслуживать на время уборочной отдаленные районы Западно-Сибирского края.
Погрузив свой несложный театральный багаж и личные вещи на огромную арбу, запряженную быками, мы переезжаем от села к селу. Для того, чтобы покрыть расстояние в 20 - 25 км, нужно ехать часов по 7 в день.
Большинство зрителей воспринимало наши выступления как нечто необыкновенное, неожиданное. Они молча смотрели спектакль, по окончании не апплодировали, а подолгу сидели в зале, глядя, как мы собираем декорации. А потом провожали нас удивленными, даже ошеломленными взглядами.
В одном из глухих сел, закончив спектакль, разгримировавшись и собрав декорации, мы пошли на отдых в школу. Когда вышли из большого амбара, где шло представление, нас окружила толпа любопытных крестьян. Среди них выделялся высокий старик, державший за руку мальчишку, видимо, внука. Мальчик внимтельно, робко рассматривал нас, а старик, обращаясь то к одному, то к другому из нас, все твердил: «Спасибо, спасибо .»
И вот май 1961 года. Театр выезжает в свою традиционную поездку для обслуживания восточных районов области. Едем двумя группами — каждая со своей пьесой. Это уже не эстрадные сценки — их время давно миновало. Везем большую драматургию.
Изменился внешний вид села, изменились и люди. Да, зритель уже не тот, что в 30-х. Для него уже театр не чудо, а необходимость. Но зрительу нас, как и 30 лет назад, удивительный и благодарный »
По этому рассказу можно изучать и внешний вид села, его жителей, но в нашей теме нас интересует именно творческий путь театрального коллектива. Театр оправдывал свое существование, он действительно нес искусство людям. Создавался театр, близкий зрителям, а не учреждение для богемы.
Важнейший этап именно гастрольной жизни театра - годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945. Уже через две недели после начала войны на призывных пунктах и в местах сбора, в клубах, на воинских площадках зазвучало созданное в театре патриотическое эстрадное обозрение «Победа будет за нами!»
Другие статьи:
Конвенциональные знаки
Конвенциональные знаки - это искусственно созданные знаки, которым люди "договорились" приписывать определенное значение (слово "конвенциональный" происходит от лат соглашение, договор). Конвенциональный знак обозначае ...
Формирование русской культуры
Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом других восточнославянских народов с первых веков новой эры на терр ...
Царский период
В XII в. до н.э. на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островах Средиземноморья совершалось «великое переселение народов». Имевший место «демографический сдвиг» создал условия для становления собственно греческой куль ...