Натуралистическая школа
Ее главная черта - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и "право сильного" на человеческое общество. Помимо биологии, две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - уже упоминавшийся нами фрейдизм и этология - наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, за которую они получили в 1973 г. Нобелевскую премию. К натуралистической школе примыкает и так называемая "функциональная теория культуры", созданная Б. Малиновским. Представители натуралистической школы: Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875-1961), Конрад Лоренц (1903-1989), Н. Тинберген (р. 1907), Карл фон Фришем (1886-1982), Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942).
Социологическая школа
Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, "божественном" развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Эту школу Н.А. Бердяев охарактеризовал так: "Социология утверждает, что человек есть животное, подвергшееся муштровке, дисциплине и выработке со стороны общества. Все ценное в человеке не присуще ему, а получено от общества, которое он принужден почитать как божество". Естественно, социологическая школа не отгорожена китайской стеной от других, рассматриваемых нами направлений, и концепции ее отдельных представителей часто пересекаются и взаимно дополняются, в рамках общих усилий по созданию единой теории культуры.
Одним из видных представителей социологической школы был Томас Стернз Элиот (1888-1965). В XX веке ее наиболее ярким апологетом стал итальянец Вилъфредо Парето (1848-1923), можно выделить так же нашего бывшего соотечественника, русско-американского социолога и историка культуры Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), а так же Альфред Вебер (1868-1958), Толкотт Парсонс (1902-1979) и другие.
Символическая школа
Это, пожалуй, самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Ведь недаром, по мнению некоторых философов и социологов, в современном мире на смену НТР грядет так называемая информационная революция. Символическая школа, нередко претендующая на монополизацию культурологии как своей "вотчины", объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее - и к взаимной информации. Представители символической школы Фердинанд де Соссюр (1857-1913), Эрнст Кассирер (1874-1945), Клод Леви-Строс (р. 1908).
Другие статьи:
Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в
16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...
Учение о художественно-эстетических ценностях как научная база исследования
проблемы
Производственный коллектив – сложное, многоструктурное и полифункциональное образование. В настоящее время на его существование и развитие оказывают влияние различные факторы и условия: изменение социального уровня развития российского об ...
Исторические коллекции и музеи
Наиболее ранние свидетельства о сохранении исторических реликвий на Руси относятся к XIII – XV векам: княжеские одежды хранились в софийском соборе в Киеве, посох и облачение епископа Никиты – в ризнице новгородской Софии, меч, приписывав ...
