Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна», ставшая настоящим гимном физического и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, величие.
Микеланджело Буонаротти (1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.
Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.
Одним из высших достижений Микеланджело явилась статуя «Давид», которую он рискнул изваять из валявшейся без употребления и уже испорченной глыбы мрамора. Скульптура очень высока – 5,5 м. Однако эта особенность остается практически незаметной. Идеальные пропорции, совершенная практика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней энергией, жизнью и силой.
Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.
В последние годы жизни Микеланджело занимался архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.
В искусстве итальянского Возрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние тяготели к устойчивым традициям и преемственности, они не были склонны к радикальному обновлению. Именно на эти школы опирался классицизм 17 века и неоклассицизм последующих веков.
Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления.
Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени. Изображая природу, они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Именно Венеции принадлежит заслуга открытия чистого живописного начала, или живописности в ее чистом виде. Венецианские художники первыми показали возможность определения живописности от предметов и формы, возможность решения проблем живописи с помощью одного цвета, чисто живописными средствами, возможность рассматривать живописное как самоцель. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности.
Родоначальником венецианской школы является Джорджоне (1476-1510). В своем творчестве он выступил как настоящий новатор. У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифологические и литературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины, которая уже ничем не напоминает икону или алтарный образ.
Главой венецианской школы является Тициан (ок. 1489-1576). Его творчество – наряду с творчеством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело – является вершиной искусства Ренессанса. Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.
Другие статьи:
Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима
Др. Рим по формообразованию близок к Др. Египту. Древние римляне также не стремились выявлять форму либо конструкцию. Часто применялись богатые декорат-е украшения, котор. полностью скрывали конструкцию. Тем не менее др. римляне были и оч ...
Семиотические и символические концепции культуры
В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений на ...
Разработка керамического питьевого набора "Пасхальный"
Мы живем в особую историческую эпоху; в период небывалого скептицизма, религиозной полемики и богоотрицания; в век массового сомнения, неверия и богоборчества.
Мы живем в такое время, когда вера в Бога и основные догматы подлинного Христ ...