Типичными жилищами зажиточных римских граждан были домусы, имевшие парадные и хозяйственные помещения. Центрами жилых домов являлись атрии – внутренние сооружения, перекрытые крышами с отверстиями для дождевой воды, и перистили – открытые дворы. Последние окружались по периметру колоннадой, имели бассейн, фонтаны и цветники (Вилла Мистерий в Помпеях).
Стремление к роскошному оформлению интерьеров общественных и жилых зданий обусловило расцвет римской монумен талъной живописи. Сохранившиеся фрески и мозаики продолжают и превосходят греческие традиции. Изображенные на них фигуры отражают идеал одухотворенного, возвышенного человека. Он весь в движении, и движения его спокойно-величавы. Римские художники умели придать объемность фигуре, использовали элементы пространственной перспективы (росписи Виллы Мистерий в Помпеях).
Скульптура периода республиканского Рима формировалась на пересечении этрусской и эллинистической традиций. Именно этим можно объяснить расцвет римской портретной скульптуры, которую отличала особая реалистичность изображения, стремление «схватить в голове и лице индивидуальные, остроперсональные и часто совершенно случайные черты» (Б. Р. Виппер).
Характерные признаки римской скульптуры просматриваются в портрете, названном «Брут» (300 г. до н.э.). Точно не установлено, кого именно изобразил талантливый ваятель, но ясно видно, что в этом портрете с глубокой выразительностью переданы черты сдержанного и волевого человека, крупного государственного деятеля Римской республики, примерного гражданина и патриота. В скульптурных портретах, выполненных в полный рост, нашли воплощение общественные идеалы того времени («Оратор», после 89 г. до н.э.).
Литература. Расцвет римской литературы начался в III в. до н.э. с подражания греческим оригиналам. Однако в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в республиканском Риме развивались драма и комедия. Самым известным комедиографом того периода был Тит Макций Плавт. Используя различные произведения Менандра и других мастеров греческой аттической комедии, Плавт по-своему развивал и дополнял греческий сюжет. Сочный, яркий язык его произведений («Амфитрион», «Ослы», «Хвастун» и др.) пестрит площадной бранью и грубоватым римским юмором. Многие его сочинения легли в основу комедий европейских писателей. Другим известным комедиографом II в. до н.э. был Публий Теренций Африканец, который на свой манер продолжил греческую традицию аттической комедии. В отличие от Плавта он писал утонченно и изысканно («Девушка с Андроса», «Евнух» и др.). Во II в. до н.э. популярным становится жанр сатиры, который его создатели считали самостоятельным римским изобретением. В конце республиканского периода творил оригинальный поэт-лирик Гай Валерий Катулл.
Другие статьи:
Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX ...
Уничтожение городища
После сворачивания работ в 1978 г. на городище орудовали местные жители, искавшие несметные сокровища, якобы погребенные под руинами древнего города. Культурному слою уникального памятника был нанесен непоправимый вред — грабительские рас ...
Виды общения
М. С. Каган выделяет такие его виды и разновидности:
1) общение человека с реальным партнером. Его разновидностями являются:
- Практическое общение — в процессе совместной практической деятельности,
- Духовное общение — межличностная и ...
