Создание в России музея, располагающего богатейшим собранием художественных памятников мирового искусства, явилось важным прогрессивным событием. Однако до середины XIX в. музей оставался закрытым и недоступным публике.
Вместе с тем огромное количество предметов искусства требовало систематизации и учета коллекций, организации хранения, т. е. введения элементов музейной практики. Вначале хранилищем служили несколько комнат в нижнем этаже Зимнего дворца, потом Малый и Старый Эрмитаж. Русский этнограф и натуралист И. Георги, описывая расположение картин, отмечал, что они размещены "не столько по точному порядку школ и мастеров, сколько по виду". Таким образом, декоративный принцип и тут сохранял свою силу при размещении экспонатов.
Систематизация коллекций требовала их учета. В 1774 г. был издан первый каталог галерей и кабинетов Зимнего дворца и императорских коллекций на французском языке. В нем перечислялись 2800 картин и имена их авторов без объяснения порядка расположения картин по залам.
Следующий каталог был составлен в 1773—1785 гг. И.Э. Минихом в трех томах и описывал уже 2658 картин. Систематизация гравюр, рисунков, резных камней в этом каталоге была чисто внешней — по "предметам, на них показанных", что было характерно для музеев тех лет. Историко-художественное значение и характер работы автора каждого произведения оставались вне поля зрения составителей первых каталогов Эрмитажа.
В Эрмитаж допускались немногочисленные посетители и только с разрешения обергофмаршала — президента Дворцовой конторы. В залы попадали и художники-копиисты, в том числе архитекторы Ч. Камерон, Дж. Кваренги, П. Гонзаго. Первыми хранителями музея были художники и библиотекари Пфанцельт, А.Н. Лужков и др.
В Эрмитаже устраивались приемы в честь известных иностранцев, которым демонстрировалось богатство императорского двора. После концертов и спектаклей "часто танцевали в Павильоне, проходя залы большого помещения, построенного Фельтеном, где были выставлены картины. Там нередко останавливались для их осмотра, тут же стоял бильярд, который притягивал любителей".
Во второй половине XVIII в. кроме Эрмитажа произведения живописи и ваяния хранились в императорской Академии художеств, основанной в 1758 г. Это были картины русских мастеров, прежде всего профессоров, академиков и воспитанников Академии. Однако в ней был и достаточно представительный отдел западноевропейского искусства. В 60-е гг. XVIII в. коллекции Академии становятся доступны, по свидетельству И. Георги, "всей публике, даже простому народу".
В середине XVIII века в России продолжались традиции частного собирательства. Особенно оживилась коллекционерская деятельность русских аристократов при Екатерине II. Британский путешественник А. Кларк, посетивший страну в конце XVIII в., писал: "Можно подумать, что русские ограбили всю Европу для составления своих выдающихся коллекций".
Накопление богатств, стремление к роскошной жизни отразилось на коллекционировании того времени. Если в Петровскую эпоху у коллекционеров преобладали научно-познавательные цели, то в Екатерининскую эпоху большинство аристократов-собирателей стремились украсить свои дома. В частном собирательстве проявляется бытовое направление.
Другие статьи:
Многообразие религиозно-философских учений
В Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна ф ...
Арабский язык и письмо
Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и ...
Кажымукан - герой казахского народа
борец
Наиболее известен в мире спортивных единоборств сильнейший мусульманский борец, представитель казахского народа Кажымукан Мунайтпасов. С его именем связано зарождение и развитие физической культуры и спорта в Казахстане в XX веке и ...